Евгений Столов (слева) на первой встрече театров, итогом которой стало заявление о создании объединения МТИ.



К идее о взаимодействии театральные деятели Ижевска пришли на круглом столе «Молодёжный театр: пути развития», прошедшем в рамках арт-форума «Ижевск меняется». Любой присутствовавший там мог видеть, насколько плохо было организовано мероприятие. Сами театры в подготовке круглого стола участия не принимали – не пригласили. Но именно театры смогли получить из этого мероприятия «для галочки» определённую пользу. Они пришли к выводу, что тема театрального процесса в Ижевске является актуальной, и по инициативе театра «Молодой человек» организовали последующую встречу представителей молодёжных театров.


Фестиваль МТИ


На первой встрече ижевских театров присутствовали театральные коллективы: «Молодой человек», «Птица», Les Partisans, «Балаганчик», «Миф», студия «ШАМ» из медакадемии. Тогда же участники встречи сошлись во мнении, что нужно провести фестиваль, чтобы оценить состояние дел в молодёжных театрах Ижевска. Были установлены сроки – третья неделя сентября 2012 года. Затем в созданной на сайте «Вконтакте» группе появилось Положение о фестивале, и, как оно всегда бывает, начались споры.


Положение о фестивале стало первым камнем преткновения для театральных коллективов. Уже тогда стало понятно, что роль театра «Молодой человек» в объединении должна отличаться от роли других театров.


«Мы можем только патронировать МТИ, как патронируем «Балду». Мы предполагали, что театр, прошедший весь путь любительского и 20-летний путь профессионального театра, имеет основания предполагать себя в этом качестве», - высказался пользователь под ником Человек Молодой.


На этом «внеличный» Человек Молодой распрощался с театрами в обсуждении программы фестиваля: «Дальше вы, видимо, сами. Удачи!» Очевидно, что театр «Молодой человек» не устроила позиция наравне с другими театрами. Евгений Столов, режиссёр театра «Молодой человек», в беседе со мной был предельно эмоционален и возмущён вопросом о роли своего театра как участника фестиваля: «Как патронирующая субстанция мы там не рассматриваемся. Тогда мы одни из участников? Ну, извините, мы уже прошли репетитскую стадию».


Согласно Положению о фестивале его участниками являются не только малоизвестные любительские театры, действующие в Ижевске, но и сами организаторы фестиваля, то есть и театр «Молодой человек» в том числе. А вот Евгений Столов видит роль своего театра в фестивале да и в самом объединении совсем по-другому: «Мы же в этом фестивале не будем принимать участие. Или кто-то думал, что мы тоже будем в фестивале участие принимать? А нам-то это зачем? Мы хотели помочь, мы думали, что мы старший товарищ, который обладает каким-то авторитетом. Оказалось, нет».


Просмотр первого спектакля


Спорных моментов в Положении о фестивале МТИ оказалось много. Театры так и не смогли прийти к единому, устраивающему всех мнению. Поэтому решили сначала ознакомиться с репертуаром друг друга, чтобы знать, кто есть кто, и получить более ясное представление о том, что же всё-таки молодёжные театры ждут и хотят от фестиваля.


Инициативу не побоялся взять на себя театр «Птица» и стал первой пробной «площадкой» для взаимодействия театральных коллективов. Спектакль «Цензор», на просмотр и обсуждение которого пришли актёры и режиссёры театров «Молодой человек», Les Partisans, «ШАМ» и Государственного театра кукол, стал ещё одним камнем преткновения на пути к объединению.


В ходе обсуждения, как рассказывает Павел Зорин, режиссёр театра Les Partisans, маски слетели и Евгений Столов повёл себя высокомерно по отношению к другим участникам встречи. «Школа? – переспросил он. - А какая у вас школа? (с интонацией - «какая у вас вообще может быть школа, самозванцы!»)», - интерпретирует режиссёра «Молодого человека» Павел Зорин в своём ЖЖ в Интернете. Сам Евгений Вадимович рассказывает об этом моменте обсуждения так: «Тут я возмутился: какие у нас больно школы-то? У нас у всех одна русская школа, другое дело, что мы в разных классах: кто-то уже выпускник, а кто-то ещё начальные классы заканчивает».


Хотя объяснение Евгения Столова по вопросу о школе театров другое, всё равно, на мой взгляд, суть одна, хотя и выражена она подчас не очень приятными словами. Евгений Вадимович считает, что обсуждать спектакли и поучать режиссёра могут только те, кто находится с ним «на одном уровне», то есть те, кто имеет за плечами театральное образование и большой опыт работы в театре. «Без образования можно придумать то, чего нет в театральном искусстве, выпасть из театра», - считает Столов.


Действительно, возникает вопрос, кто может принимать участие в обсуждении театральной работы режиссёра - другие режиссёры, актёры, имеющие театральное образование, или любой участник театральных коллективов, неважно, год он занимался в театре или больше. Согласно Положению о планируемом фестивале в работе жюри будут принимать участие режиссёры всех отобранных на фестиваль спектаклей.


Что же дальше?


Несмотря на то, что, согласно позиции Евгения Столова, театр «Молодой человек» дистанцировался и решил перестать проявлять инициативу, МТИ как объединение по-прежнему действует. Павел Зорин рассказал, что на 17 февраля намечен просмотр спектакля театра Les Partisans. «И хотя других предложений больше не поступало, до сегодняшнего дня мы продолжаем общаться с некоторыми членами МТИ, с которыми до этого не были знакомы», - отметил он.


К сожалению, кроме «Птицы» и Les Partisans другие театры не проявляют особой инициативы. В обсуждениях в группе МТИ лишь представители этих двух театров поддерживают беседу, а остальные просто молчат.


Что касается театра «Молодой человек», то Евгений Столов в личной беседе заявил, что пойдёт на постановки других театров по приглашению. А на вопрос, будет ли он приглашать театральные коллективы на свои спектакли, ответил: «Я приглашать к себе не буду. Захотят – приходите, причём бесплатно». Приведёт ли такая позиция к желанию других театров взаимодействовать, пока не ясно. Конечно, всегда приятнее получать приглашение, чем напрашиваться.