Общественный порядок у проруби охраняли 20 сотрудников полиции, несколько МЧС-ников и почему-то пожарных. Стояла на готовности карета скорой помощи. С двух сторон-входов к деревянной купели, обледеневшей при 12-градусном морозе во всех местах, загибались в очередях посиневшие люди. Некоторые женщины были даже не в купальниках, а в нижнем белье, причем, похоже, из разных комплектов. К перилам купели была прибита табличка, информирующая о глубине удмуртской иордани: «140 см». В давке и истерике народ рвался к «святой воде». Тех, кто только выбирался из проруби в шоке от своих ощущений, сбивали с ног спешившие «окреститься». И те и другие падали, поскальзываясь на досках и перилах.





В тот момент, когда я запечатлевала происходящее на камеру, на пруду в большинстве своём тусила молодёжь. Подвыпившие гопники, погружаясь в воду с головой, как и положено, трижды, каждый раз, выныривая, вместо креста накладывали на себя выразительный слой мата. Но большинство стоявших вокруг прыгнуть в иордань не решались. Миссия этих пальто-шубных людей заключалась в протягивании трясущимся от холода полотенец и халатов.





Тем временем я решила осмотреть местность повнимательней. Встретившийся пожарный рассказал мне о том, что в этом году «всё цивильнее». «Над прорубями подсветка. Есть раздевалки с обогревом, в которых продают кофе и чай», – уточнил он. Действительно, на берегу раскинулся огромный шатёр. Егообогревала тепловая пушка. Внутри – скамейки. На полу - ковролин. Метрах в пятнадцати-двадцати от первой проруби я обнаружила вторую. Её охраняли два мрачных полицейских. На мой вопрос о её предназначении они в глубокой задумчивости пожали плечами: «Не понимаем, чё все там столпились… Здесь ведь тоже можно».






Возвращаясь к первой проруби, я чуть не напоролась на православного нудиста. Мой фотоаппарат, уставившись в голый мужской зад, в течение двух минут думал – быть или не быть снимку, под который и текст-то писать не понадобится, но моральные угрызения взяли верх. Один отчаянный мужик, растолкав толпу, зачерпнул 10-литровое ведро с водой и понёс его к своей машине. Наверное, он потом целый год будет ей окропляться. Другой мужик нырял в перчатках, объясняя это тем, что боится отморозить руки. Молодая девушка – не знаю, зачем она это делала, – омывала лицо в образовавшейся вокруг проруби грязной луже. Её занятие прервал парень в трусах и валенках с галошами, снявший их прямо у неё под носом. В позе пловца он нырнул в пруд со всех ног так, что брызги полетели во все стороны.





Телевизионщики стояли в этой же луже и совали микрофон на длинном штативе пожилой женщине во фланелевом платье прямо в прорубь со словами: «Тамара, расскажите, что Вы чувствуете?» Но у Тамары никак не хватало сил на последнее, третье, погружение. Её скандированием подогревали подруги с опухшими лицами: «Давай, Тамара!», чем, видимо, и обратили на бедную женщину всеобщее внимание. А вот усатый мужик в тельняшке вылез и, покрываясь льдом, гордо улыбался на камеры. Он несколько раз с вариациями пропел одно слово - «классно!». Тут я вспомнила, как священник рассказывал мне о том, что телевизионщики почти что умоляли по телефону прислать кого-нибудь из батюшек, чтобы искупаться в полночь вместе с мирянами, чтобы им было что подснять. Я с облегчением узнала, что «церковь мягко отказала». Выбираясь из не совсем адекватной и всё более растущей толпы, я слышала обрывки разговоров. Один жаловался другу, что примёрз ступнями ко льду. Другие обсуждали, у кого что отмёрзло. Третьи намечали планы размораживания: «Вы как хотите, а я водочки».





Тем временем за пределами Ижевска тоже купались. В Лудорвае, говорят, было вип-омовение. Важных персон там ещё кормили перепечами и табанями (я думаю, что они всё же были нескоромными). Ещё говорят, там вокруг проруби пахло ладаном, были организованы свечи, звёзды и всё такое…


Возвращаясь домой по километровой пробке с брошенными посреди односторонней дороги авто, я всё думала о том, как бы мог отреагировать Иоанн Креститель, если бы его паства подъезжала к Иордану на тачках, ругаясь матом, ныряла в священные воды, а потом на виду у всех переодевала и отжимала свои трусы, согреваясь водочкой.


Вернувшись, я зашла в Интернет. Сеть кипела. Заведения общепита толкали «крещенское меню», призванное согреть ароматным пуншем и утолить разыгравшийся от купания в проруби аппетит пирожками под музычку. СМИ публиковали топы самых оборудованных массовых прорубей и расписывали различные «понты» прорубей за деньги: «Базы отдыха предлагают свои услуги в эти дни. Кроме обустроенной проруби можно и попариться в баньке. А уж после дубовых веников и пара - в холодную водицу. Четыре часа отдыха стоит от 3 тысяч рублей. Главное заранее забронировать время». В новостном отчёте и.о. заместителя начальника полиции Управления МВД России пог. Ижевску подполковник полиции Алексей Широбоков говорил о том, что «граждане ведут себя дисциплинированно: на просьбы полицейских не употреблять спиртные напитки в местах массовых купаний реагируют с пониманием». Но вот что меня окончательно убило, так это марковские форумы (кстати, на них и без моих фотографий было много голых задниц).


Вот некоторые из обсуждаемых вопросов: «Жалко, что костра у проруби не было!», «Я не хочу быть первонахом. Ищу кампанию, пишите в личку. Едем. С попутчиков-нехозяев дары – пиво», «Обязательно ли с головой окунаться? Волосы же длинные…», «Что нужно подготовить, когда вылазишь? Только полотенце или что-то еще?», «Неудобно, что понедельник, хотелось бы в выходные», «А мы на субботу потому и перенесли, что 19-е на понедельник выпадает», «А в каких родниках можно воду набрать? Говорят, со всех можно, типа, освятили ВСЁ», «Можно спросить, а когда вода становится святой? В 24.00?», «А в Италмасе будет батюшка освящать? А-то получиться тупо моржевание…», «А те че прорубь по ГОСТУ нужна?».





Рассказывает иерей Ижевской и Удмуртской епархии отец Роман (Воскресенских).


- Отец Роман, как Церковь относится к тому, что происходило в крещенские дни на общественных прорубях?


- По моему мнению, истинно верующий человек, воцерковленный, в Крещение пребывал в храме, а не купался на проруби. Наш храм и в сочельник, и в Крещение был полон народу. Верующий человек был здесь на службе. И я уверен, что мало кто из тех людей, которые в эти дни с раннего утра молились Богу в храме, ходил ночами плескаться в проруби. Церковь никого не заставляет лезть в ледяную воду. Наоборот, за главной святыней мы призываем в церковь. Человек, главным образом, очищается от грехов именно в церкви посредством покаяния, исповеди, причастия. Эти таинства являются для человека самыми спасительными и благодатными.


Что мы видим на наших ижевских общественных прорубях в эти дни? Толпы нетрезвых, полунагих, ругающихся матом людей, толкая друг друга и создавая очередь, ради забавы и экстрима плюхаются в прорубь. Должно быть, они и в храмах-то не бывают. А потом, только что погрузившись в священную воду, идёт греться в увеселительные заведения с громкой музыкой и плясками. А там во время строгого поста принимает непостную пищу и спиртные напитки. Я думаю, что такая небрежность к святой воде даже прибавляет грехов этим людям, потому что гневает милость Божью.


- Пролейте свет на истинный смысл праздника.


- Купание в воде – это древний библейский обычай. Согласно евангельскому рассказу, к великому пророку Иоанну Крестителю, крестившему и до этого великое множество людей, к реке Иордан пришёл 30-летний Иисус Христос с целью принять крещение. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22). Таким образом, при участии Иоанна всенародно была засвидетельствована миссия Иисуса. Благочестивая традиция сохранилась до наших дней. Обряд омовения проходит сегодня во многих странах, в том числе и в Иерусалиме, где проистекает тот самый Иордан, в котором крестился Христос. После молитвы, службы и просьбы о том, чтоб благодать крещенской воды осветила их тело и душу, иерусалимские верующие, паломники, духовенство с благоговением идут к Иордану и в длинных рубашках погружаются в воды его. Крещенская вода обладает сильными чудодейственными свойствами. Наверное, в Крещение Господне правильно и спасительно было бы поступить следующим образом: прийти в храм, спокойно провести 18-19-е число в нём, поприсутствовать на литургии, помолиться во время её, окропиться святой водой, омазать ею больные места. И испить её. Этого достаточно. Кто всё же хочет окунуться в прорубь, можно сделать это в течение недели после своего служения в храме, после 18-19-го числа. Раз уж в эти дни такой ажиотаж, съездить в тихое, отдалённое, малолюдное место. И ещё раз напомню, что исцеления души и тела погружение в крещенскую воду без крепкой веры, любви к Богу и молитвы не принесёт. А то и принесёт вред.


- Люди спорят о том, в какие сроки вода считается святой и обязательно ли она должна быть освящена Церковью?


- Самим Господом, незримо для глаз наших, начиная с 18-го числа для человека, понёсшего службу в храме, на неделю освящается великим чином всё природное водное естество. И ничего страшного, если поблизости к водоёму не было храма, из которого бы пришёл священник, чтобы освятить его. Главное здесь не временные сроки, а вера человека.