Важный знак последних нескольких дней - накануне первой сессии шестого созыва Государственной думы из политического оборота, кажется, исчезает такое популярное в период президентства Медведева понятие, как «тандем», зато сам премьер и кандидат в президенты озвучил на своей прямой линии другую словесную конструкцию - «путинский режим», раньше звучавшую только из уст несистемной оппозиции.




Анекдот дня

Подходит Маугли к питону Каа и говорит:
- О мудрый Каа! Ты знаешь, что люди называют тебя земляным червяком?
- Знаю!
- А ещё они называют тебя одним матерным словом!
- Ну что поделаешь, похож!





На прошлой неделе Путин с Медведевым, видимо, по инерции вообще наговорили много такого, что, наверное, лучше было бы держать про себя. Президент сравнивал митинги с «пеной», а премьер белые ленточки участников акции протеста на Болотной с «контрацептивами». «Я, когда увидел на экране что-то такое у некоторых на груди, честно вам скажу, неприлично, но тем не менее я решил, что это пропаганда борьбы со СПИДом, что это такие, пардон, контрацептивы повесили, – скабрезно сострил Путин в самом начале своего «разговора». - Думаю, зачем развернули только, непонятно. Но потом присмотрелся – вроде нет».


Похоже, по-новому присмотрелись к Путину и избиратели. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ) на 11 декабря, ему доверяли только 44 процента, в то время как в начале 2011 года – 59 процентов, а в 2008 году - 70.


По данным другой организации - ВЦИОМ, за нынешнего председателя правительства готовы проголосовать 42 процента россиян.


На таком фоне развязность премьера вряд ли добавляет ему очков. Время, когда он мог «мочить в сортирах» и получать с этого политические дивиденды, ушло. Надо полагать, безвозвратно. И сегодня Путин уже не «лидер нации», а просто самый популярный политик. Пока самый популярный. Быстро осознать это сложно, что, вероятно, и порождает пассажи с «бандерлогами». «Вы – кандидат в президенты. Как Вы будете работать с партиями, в том числе не прошедшими в Госдуму, и вообще с теми, кто Вас не воспринимает в принципе?» - зачитал Путину ведущий «разговора» Мацкявичюс выбранный им вопрос. И после пространных рассуждений премьера в итоге получил откровенный ответ: «Что можно сказать в этом случае? Можно, знаете, что сказать, можно сказать в конце: «Идите ко мне, бандерлоги». С детства люблю Р. Киплинга». Возможно, кто-нибудь и оценил эту примерку Путиным образа друга Маугли - питона Каа из «Книги джунглей», но за «бандерлогов», думается, он ответит уже на следующем митинге оппозиции в Москве 24 декабря.


Кажется абсурдным, но факт. Главными комментаторами небывалого по массовости с 90-х годов митинга протеста в Москве на телевидении стали видные представительницы российского гламура Ксюша Собчак и Тина Канделаки. Причём подавалось это как проявление ими их гражданской позиции. Можно подумать, что не прилепись они на ставшую модной в сети Интернет тему, акций протеста вообще бы не состоялось. И всё же это важный симптом – конъюнктура меняется. И те, кто оказывается более чуток к переменам, уже начали перебегать на сторону будущего. У них уже есть и свой потенциальный спонсор в лице Михаила Прохорова.


Менее же чуткие уверяют себя, что Путин – это же ещё на 6 лет, за которые успеет сойти на нет не одна кампания протеста в стране. Им и тем, у кого нет других шансов и вариантов, остаётся выдвигать в альтернативу «России без Путина» тезис про «нового Путина». Четыре часа 32 минуты «Разговора с Владимиром Путиным» на прошлой неделе – это такой коктейль плохо совместимых ингредиентов старого с новым. Организаторам телевещания уже разрешено пропускать в эфир вопросы с мест с критикой конкретных членов правительства и губернаторов (чтобы боялись!), но никого из них ещё нельзя снять со своих постов прямо в прямом эфире, что, наверное, имело бы куда более сильный общественный резонанс.


Главная новость от «нового Путина» – согласие отказаться от придуманного «старым Путиным» (причём, как он сам же сознался, лично им самим) порядка назначения глав регионов, заменив нынешний коррупционный по всем понятиям способ получения «вотчин» на гибридный вариант прямых выборов. Что-то вроде ещё одного «закона джунглей». Лучше, конечно, чем действующий порядок, но тоже не без признаков коррупционной составляющей. И это значит, что, в принципе, Путин-то по-прежнему «старый» и что кремлёвские и белодомовские жёны и дальше смогут безбоязненно отчитываться в декларациях о десятках и даже сотнях миллионов рублей годовых доходов.


Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков уже успел выразить мнение, что падение рейтинга у его шефа дело временное. «Если абстрагироваться от эмоций, то очевидно, что реальное положение дел в настоящий момент скорее со знаком «плюс», - предположил чиновник и спрогнозировал, что «эта синусоида пойдёт вверх». Ну а что будет, если нескольким десяткам миллионов граждан России не удастся «абстрагироваться от эмоций»? Убрать пару-тройку раздражающих должностных лиц хотя бы с экранов и пообещать версию прямых выборов в будущем для снижения градуса страстей всё-таки слишком мало. Есть ведь и другой вариант развития событий, через который проходили не менее великие, надо полагать, политические и государственные деятели Европы. Тот же Черчилль, проигравший выборы в 1945-м, казалось бы, на гребне военной победы, или (что гораздо более схоже и по обстоятельствам, и даже по аббревиатуре возглавляемых политических объединений) де Голль в 1953-м. Оба, правда, потом возвращались к руководству своих стран, но уже ненадолго. Каждому своё время, и оно, как бы кто ни пытался манипулировать законами, небессрочно.



В. Путин: «Я видел эту надпись, она меня очень позабавила и даже порадовала, сейчас скажу почему. Во-первых, такое отношение – здесь нет ничего нового в отношении ко мне. (…) Что касается этих заявлений, этих надписей. Насколько я понимаю, надпись на бюллетене была сделана в Лондоне, где люди пришли голосовать в посольстве, но мы знаем, кто в Лондоне собрался и почему они не возвращаются в Россию. И их пожелание «послать меня подальше» связано с тем, что они сами хотят сюда вернуться, и пока я здесь сижу, им вернуться нельзя – это я всё прекрасно понимаю. Поэтому я на них не в обиде, зла не держу. Более того, я же призывал всех граждан России прийти и проголосовать, и они пришли, послушались. И я их за это похвалил».



Новое слово в законодательстве


«Ещё раз повторю: партии, вошедшие в региональный парламент, предлагают президенту своих кандидатов на должность губернатора. Он вправе отклонить те или иные кандидатуры. Тогда партия предлагает другую кандидатуру, пока не появится нужный кандидат, а потом всех их выносит на суд граждан, на прямое тайное голосование. Мне кажется, вполне приемлемая вещь для страны, которая гарантирует нас и от рисков, имея в виду сложный характер нашей Федерации, и в то же время усилит влияние граждан на высший в регионе уровень власти».

В.В. Путин