Наблюдатели, как и представители СМИ, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, и контролировать, контролировать, контролировать. При этом наблюдателям запрещено:


1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;


2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;


3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;


4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;


5) принимать непосредственное участие в подсчёте избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;


6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;


7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;


8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.


Из этого перечня «нельзя» разногласия могут возникнуть только в отношении «действий, препятствующих работе избирательной комиссии».


Препятствовать не надо. Но это не мешает бдительно наблюдать за процессом голосования, действиями членов избиркома, различными подозрительными личностями. И в случае выявления нарушений писать жалобы, образцы которых, наверняка, будут предоставлены наблюдателям штабами делегировавших их партий. Опытные наблюдатели рекомендуют сразу «затянуть» гайки, придравшись к каким-нибудь формальностям. Это дисциплинирует членов участковых комиссий. Жалобы пишутся в вышестоящую избирательную комиссию и могут быть там рассмотрены предельно лояльно по отношению к коллегам в участковых комиссиях. Поэтому есть ещё один способ взять участки под общественный контроль. Так, на всех избирательных участках в день выборов 4 декабря будет много сотрудников полиции. Как правило, их участие в этом процессе носит декоративный характер. Но всё это можно изменить и, внимательно изучив несколько статей из Кодекса об административных правонарушениях, задействовать полицию в составлении протоколов.


В КоАП есть восемь статей, которые могут с этой целью пригодиться наблюдателям в день выборов. Это статьи: 5.1; 5.6; 5.10; 5.11; 5.16; 5.22; 5.24 и 5.25. Из них ст. 5.6 КоАП предусматривает ответственность за нарушение прав самих наблюдателей, а их довольно много. Так, согласно ст. 30 Федерального закона о выборах депутатов Госдумы наблюдатель вправе:


1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;


2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования;


3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;


4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;


5) наблюдать за подсчётом числа избирателей, внесённых в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;


6) наблюдать за подсчётом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;


7) визуально знакомиться при подсчёте голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;


8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;


9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;


10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд; 11) присутствовать при повторном подсчёте голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.


Чтоб уважать себя заставить, можно попытаться реализовать какое-либо из вышеперечисленных прав, при этом заручиться свидетелями из числа наблюдателей партий-союзниц, при наличии технических возможностей зафиксировать инцидент на аудио или видео. Скандалить не надо, просто зафиксировать правонарушение и пригласить сотрудника полиции для написания заявления о совершении правонарушения должностным лицом участковой избирательной комиссии. В случае признания вины должностному лицу грозит штраф от одной тысячи до двух тысяч рублей. Штраф небольшой, но сам факт составления протокола, наверняка, сделает комиссию политкорректной до окончания голосования. Поскольку большинство избирательных участков располагается в школах, то желательно сразу поставить в рамки закона и директора и других школьных должностных лиц, которые, как правило, занимаются агитацией в пользу «Единой России», пользуясь тем, что знают родителей своих учеников в лицо. На эти их действия тоже стоит повнимательней посмотреть с позиции норм статей 5.10 и 5.11 КоАП. Для этого также необходимо позаботиться о свидетелях или фиксации правонарушения на аудио или видео. Далее, так же как в случае с должностными лицами участковой комиссии, подключить к делу сотрудников полиции. И пока директор школы будет давать объяснения, агитацией никто точно заниматься не будет.


Выдержать день голосования непросто: наблюдателям придётся 4 декабря находиться на избирательных участках не менее 14-15 часов (голосование с 8.00 до 20.00, плюс время на подсчёт голосов и составление протокола). Снизить нагрузку, но не на всех участках, поможет соглашение о сотрудничестве против правового произвола, заключённое оппозиционными партиями в Удмуртии. Сотрудничество позволит подменять друг друга наблюдателям от разных партий, поскольку одновременное нахождение на избирательном участке более одного наблюдателя от одной партии запрещено законом. Формальный итог работы – получение заверенной копии протокола с итогами голосования. Отказ его предоставить является правонарушением (ст. 5.25 КоАП). И, несмотря на поздний час, наблюдатели должны добиться его получения, опираясь на нормы законодательства.


Зато после выборов каждый, кто всё это выдержит, сможет потом рассказать своим знакомым и близким, как поучаствовал в избавлении страны от некой «партии Жуликов и Воров».


Записаться волонтёром в наблюдатели от партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» можно по адресу: г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 171. Позвонить по телефонам: 78-20-05, 78-77-95.






Полезные статьи из КоАП

 

Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума


 

Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации


 

Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах


 

Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в её проведении запрещено федеральным законом


 

Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах


 

Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме


Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчёта голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчёт голосов»


Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов