Среди них был заявлен в том числе и оскандалившийся на всю страну глава Администрации г. Ижевска Денис Агашин. В одной компании с ижевским сити-менеджером: министр культуры Пермского края Николай Новичков, главный идеолог Марат Гельман и ижевский куратор проекта Энвиль Касимов.

Принимающей стороной культурных деятелей из Перми выступил председатель правления МВЕУ Лев Гордон.

Презентация в «Грифоне» началась для многих неожиданно: вместо заявленного Дениса Агашина, прославившегося на весь мир неуклюжей попыткой подкупить избирателей обещанием финансирования, на встречу с журналистами явился заместитель главы администрации по экономике и инвестициям Дмитрий Космин. Когда пришла его очередь говорить, Дмитрий Витальевич извинился перед всеми за то, что здесь находится он, а не его начальник г-н Агашин, и убедительно заявил, что Денис Владимирович обязательно будет. О том, что же ему помешало, отшутился: «Дороги чистит лопатой». Услышав это, я так и не смогла решить, зачем же сити-менеджер «чистит дороги»: то ли встал на путь истинный и решил помочь заметённому снегом Ижевску, то ли трудится в порядке наказания на исправительных работах. Второе пока вряд ли, по решению суда ему был назначен только штраф в размере 2 тысяч рублей, про исправительные работы никто не говорил. Во всяком случае на презентацию Денис Владимирович так и не явился. А жаль: есть подозрение, что половина пришедших на мероприятие сделали это только ради него. Новый «бренд» Ижевска как-никак.

Идеологи «культурного альянса» Марат Гельман и пермский министр культуры Николай Новичков (на фото справа).

Впрочем, и без Агашина, безусловно, было кого послушать и прийти, конечно, стоило. Очень повеселил харизматичный Николай Новичков, министр культуры Пермского края. Сразу видно, в Перми общение с чиновником такого ранга даётся легче, чем в родной Удмуртии: открытость всё-таки одно из важных качеств для любого представителя власти.

Новичков рассуждал о миграционных настроениях: «Все российские города и регионы, кроме двух столиц, стоят перед проблемой оттока творческих сил. Как раз «Культурный альянс» призван эти процессы видоизменить». Желание остаться в своём регионе министр предлагал мотивировать двумя путями. Первый заключался в создании культурного досуга в регионах, чтобы люди могли остаться в своём городе на выходные или на время отпуска и отдохнуть у себя на родине. Второй путь – создание новых форм занятости, бизнеса. Например, фестиваль «Белые ночи» в Перми - это громадное «промышленное предприятие», где работает около 10 тысяч человек. Это высокооплачиваемая, по словам министра, и интересная работа, новые творческие возможности для людей. Чиновник призывал общаться и обмениваться опытом между городами, регионами. По его словам, «ни один город мира не может обеспечить качественный культурный досуг в одиночку». Именно поэтому задача «Культурного альянса» - объединить страну, создать творческую Россию.

Смелости Новичкову было не занимать. Он очень уверенно высказался о повышении уровня интеллекта у россиян за счёт блогерства (Прим. - Дневник в Интернете, который может вести каждый желающий). «20 лет назад было 200 писателей в России, а сейчас 20 миллионов блогеров». Между тем я бы не стала называть всех блогеров писателями. Всё-таки писатель – это человек, создающий свой неповторимый творческий мир, а не тот, кто описывает, что он сегодня скушал на завтрак или какое мероприятие посетил. Складывать буквы в слова умеет каждый (хотя в Интернете часты случаи неумения делать это), а вот создавать из слов не просто текст, а художественные образы доступно единицам.


Поразил и даже вызвал недоумение, так скажем, далекоидущий оптимизм Новичкова. Пермский министр заявил, что «не далёк тот час, когда люди будут выбирать место жительства между, с одной стороны, Ижевском и Пермью, а с другой стороны, Лондоном, Парижем, Гоа, Бали и т.д.». Поднимать планку – это, конечно, замечательно, но ведь нужно всё делать постепенно, иначе прыгать так и не научишься. Нам хотя бы до культурной столицы нашей страны дотянуть, и то хорошо.


Главный редактор газеты «Известия Удмуртской Республики» Энвиль Касимов в отличие от пермских гостей многословностью и насыщенностью речи не выделился. Зато отличился своей привычкой вести себя «как дома». Уткнулся в телефон, когда другие говорили. Если кто-то ему звонил, не утруждался выходить, причём делал это развязно и по-свойски. Также не забыл ввернуть одну из своих странных шуточек. После того как Дмитрий Космин рассказал о том, что в следующем году в планах Администрации Ижевска выделить деньги в фонд поддержки культурных инициатив, Касимов не преминул, как он выразился, поглумиться над властью. «Надеюсь, вы деньги потратите не на баяны, а на нормальное искусство», - выдал перл Касимов и сам же посмеялся над своей шуткой.


Самым интересным и почётным гостем был, конечно же, Марат Гельман. Создатель первой частной галереи в России, публицист и политик, он в первую очередь обратил внимание на проблему централизации России: «Культурный альянс» ввёл политическое ноу-хау – децентрализация и передача ресурсов из центров в регионы – это создание новых центров».


Чтобы регионы стали культурными центрами, нужно наладить взаимодействие городов внутри «Культурного альянса» и помочь городам выстроить культурную политику. Эта помощь состоит из двух шагов: «первый шаг – перевод культуры из социального блока в блок развития» и «второй шаг – переориентирование министерства культуры». Гельман считает, что министерство культуры должно не помогать деньгами учреждениям, а обеспечивать культурную жизнь людям. То есть направленность министерства должна быть не на объект, а на субъект, не на, грубо говоря, здание, а на человека. И только после всего этого должно происходить формирование этих самых центров культурной жизни.


Марат Гельман предлагает рассматривать «искусство как инструмент постижения целей вне искусства». Например, в области образования Гельман привёл в пример статистику, которая показала, что ребёнок за два часа посещения музея узнаёт столько же информации, сколько он получает по определённому предмету за две четверти, то есть за полгода. В этом случае культура как инструмент для получения знаний, то есть образования, действует безотказно.


Идеолог «Культурного альянса» подчеркнул, что только когдакультура будет признана в качестве инструмента и когда децентрализация станет культурной политикой, тогда «Культурный альянс» изменит жизнь страны. Признаться, когда Гельман говорил об искусстве как об инструменте, я смутилась, да и не только я. Многие не понимали, как может творчество стать инструментом? Быть для чего-то инструментом для искусства равноценно самоубийству. Словно прочитав мысли собравшихся, Марат Гельман наметил возникающую проблему: «Художники говорят, что они не планировали быть инструментом. Поэтому они переживают, не является ли этот проект опасным для художественного творчества». Призывая художников не волноваться зря, Гельман объяснил, что «Культурный альянс» помогает художнику, предлагая ему не только уникальный инструмент, но и уникального партнёра, который хочет того же, чего хочет сам художник. «Художник хочет продвигать своё искусство, город хочет продвигать себя как культурную столицу, обеспечивать культурный досуг» - из этого Марат Гельман вывел, что художник и город должны взаимодействовать, помогать друг другу. Только всё-таки это сильно попахивает пиаром. Город раскручивается за счёт творческих людей. Возникает философский вопрос: действительно ли нужна слава настоящему художнику? Разве от того, что он творит, он не получает удовольствия? Настоящему художнику нужна только свобода, свобода творчества, и больше ничего. А партнёра у художника быть не может, будь то власть, бизнес или же территория.


Когда Марат Гельман начал говорить о сути «Культурного альянса», часть посетивших презентацию, так и не дождавшись Дениса Агашина, уже ушла, а ещё одна часть сгруппировалась в противоположном углу зала и вела там свою, видимо, очень интересную для них беседу на полуповышенных тонах. Пока Гельман рассказывал о культуре и о том, как её нужно развивать, недостаток этой самой культуры раскрывался прямо на наших глазах. Многие из собравшихся начали оглядываться на тех, кто оживлённо беседовал в своём уголке, наплевав на тему мероприятия и, по-видимому, попросту забыв о нём. Никто так и не подошёл и не произнёс сокровенное «извините, вы нам мешаете». А может быть, так как раз и образуется новая, будущая культура?