Бывший сотрудник тюрьмы Николай Шингаркин (лысый мужчина в центре фото) теперь отвечает за то, чтобы не допускать неугодных лиц на заседания Городской думы Ижевска. Сотрудник полиции предпочитает не замечать беспредела чиновников.

После всероссийского предвыборного скандала с сити-менеджером Денисом Агашиным депутаты Гордумы собрались в этот день впервые. Видимо, поэтому за происходившим на сессии так пристально следили многие, в том числе федеральные СМИ. Подлил масла в огонь и депутат-«единоросс» в Госдуме России Александр Хинштейн, который накануне, во время предвыборных дебатов в прямом эфире телеканала «Россия», на всю страну объявил о том, что «Агашин больше не сити-менеджер Ижевска». За час до начала сессии сотрудница приёмной главы ижевской администрации опровергла эту информацию, заявив корреспонденту «Д», что «человек на рабочем месте».


В повестке заседания городских депутатов вопроса об отставке Агашина тоже не значилось.


На сессию мы отправились вдвоём – корреспондент «Д» и кандидат в депутаты Госдумы по региональному списку «ПАТРИОТОВ РОССИИ» Сергей Щукин. Мы не ждали радушной встречи. На протяжении последних лет «Патриоты» были единственной в Удмуртии партийной организацией, последовательно требовавшей отставки республиканских и ижевских руководителей – «единороссов», а в разгар скандала с Агашиным газета «День» оказалась единственным местным СМИ, освещавшим происходящее (для остальных сити-менеджер Ижевска просто перестал существовать на несколько дней). И всё же, по словам Сергея Щукина, он считал, что особый кандидатский статус не позволит чиновникам своевольничать. До сих пор удостоверение за подписью главы ЦИК России Чурова действовало на них отрезвляюще.





В холле здания администрации за «пропускным режимом» следили сразу несколько человек. За стойкой охраны – пара пенсионеров в форменных куртках, отмечающих пропуска для посетителей по частным вопросам, рядом – несколько мужчин в штатском и усатый дядька в форме капитана полиции. Один за другим к залу заседаний поднимались депутаты Гордумы, начальники управлений и отделов администрации, корреспонденты местных СМИ. Сергей Щукин предъявил удостоверение кандидата в депутаты Госдумы, я извлёк редакционное удостоверение «Д», на ходу включая видеокамеру. Кто-то из «заградотряда» было потянулся к длинному списку «допущенных» на мероприятие, но его остановил коллега: «У них нет аккредитации».

Надо сказать, что к этому волшебному заклинанию чиновники администрации города прибегают всякий раз, когда на сессии Гордумы Ижевска происходит что-то неприличное. Впервые это произошло на экстренном заседании депутатов летом прошлого года, где решался вопрос о выкупе и сносе исторического здания правления «Ижстальзавода» под строительство дорожной развязки. В марте 2011 года после очередной сессии «за закрытыми дверями» главный редактор газеты «День» не выдержал и направил в Следственный комитет заявление о возбуждении уголовного дела по факту воспрепятствования журналистской деятельности. В результате и было установлено, что никакого положения об аккредитации у администрации и Гордумы Ижевска нет, а значит, недопущение корреспондентов «Д» на официальные мероприятия – чистой воды произвол чиновников.

Сообщив об этом сотрудникам администрации, мы с Сергеем Щукиным двинулись вперёд. На глазах изумлённой публики двое в штатском и один «охранник» загородили нам проход своими телами, хватали за одежду, за объектив видеокамеры, отталкивали назад. Прорваться удалось только до вершины первого пролёта лестницы. Оттуда «охранник» столкнул меня вниз, и стало понятно, что если стычка затянется, то кто-нибудь может и покалечиться. Не добившись ни от одного из членов «заградотряда» ни фамилии, ни служебного удостоверения, Сергей Щукин потребовал от безучастно смотревшего на происходящее полицейского: «Установите личности этих «бандитов», что это за люди в администрации города?» Но тот только бубнил: «Не нарывайтесь на драку, не нарывайтесь на драку»…



Человека в форме капитана полиции больше всего тревожило то, что поблизости ведётся видеосъёмка. «Если вы это в Интернет выложите, то я… я на вас в суд подам!» - объявил он с небольшой заминкой. Этот капитан тоже поначалу отказался представиться по форме и лишь после долгих уговоров назвал себя, но как-то невнятно. При этом служебное удостоверение так и не предъявил. «Бывает же, забыл в другой одежде», - повторял он себе под нос, шаря по карманам, когда понял, что так просто отделаться от нас не удастся. Теперь мы имели дело уже с пятью неустановленными мужчинами в холле администрации столицы Удмуртии, включая человека в полицейской форме и лысого мужчину в очках, пришедшего на подмогу «заградотряду» и державшему себя здесь за старшего.

Пришлось звонить в полицию. Сергей Щукин набрал на мобильном телефоне 022. Вскоре на вызов прибыл целый отряд полицейских во главе с подполковником, который быстро сориентировался в конфликтной ситуации. Полицейского капитана, забывшего удостоверение, увезли переодеваться. Личности «охранников» были установлены. Оказалось, что трое из четверых мужчин, препятствовавших нашему прохождению на сессию, – сотрудники нового Управления муниципальной милиции Администрации г. Ижевска, созданного только в этом году, что, кстати, составляет почти половину от списочного состава этого учреждения (8 человек). Среди них был и начальник муниципальной милиции Николай Шингаркин, до этого служивший в структурах УФСИН. Это, как говорится, многое объясняет. «Вы ведь раньше в тюрьме работали?» - уточнил у Шингаркина Сергей Щукин. «Да», - честно признался бывший «вертухай». «Так вот, здесь Городская дума, а не тюрьма!» – наставлял его Сергей Щукин. Но, как видно, напрасно.

Увидев, что попыток прорваться в зал заседаний больше не будет, г-н Шингаркин покинул место происшествия, бросив двум своим оставшимся подчинённым: «Ни шагу назад!» Сергей Щукин и подполковник полиции сели составлять заявление о преступлении. Стол в холле администрации, за которым они разместились, был наполовину занят большим плакатом с эмблемой «единороссов», портретом Станислава Говорухина и слоганом: «Единая Россия» - партия, в которую я верю!». Здесь же лежали и остатки агитационных буклетов «Единой России» с изображением лидера списка «единороссов» Дмитрия Медведева с лозунгом «Будущее за нами!».

«Ну вот ещё одно правонарушение, - сказал Сергей Щукин, - давайте составлять ещё один протокол». В этот момент, оглянувшись по сторонам, мы заметили сквозь стеклянную дверь агитационный штендер с призывом голосовать за «Единую Россию», стоящий во внутреннем дворе здания городской администрации. Так, мимоходом, мы помогли полиции пресечь ещё одно правонарушение, предусмотренное статьёй 5.10 КоАП (проведение агитации в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах). В законодательстве за это правонарушение предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от 2 до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 20 до 100 тысяч рублей.

После завершения формальных процедур эти «вещдоки», включая буклет с изображением президента Медведева, были опечатаны и отправлены в отдел полиции №2.

Пока сотрудники муниципальной милиции вели свой неравный бой с непрошенными гостями, в зале заседаний, как позднее стало известно, вопрос об отставке сити-менеджера Дениса Агашина всё-таки был рассмотрен. С инициативой о включении этого пункта в повестку дня сессии выступил руководитель фракции коммунистов Фанавий Нургалиев. Председательствующий на заседании глава Ижевска Александр Ушаков (тоже член руководства региональной организации «Единой России») поставил предложение Нургалиева на голосование. Результат оказался предсказуемым: за включение вопроса в повестку – 5 депутатов, против - 28, воздержался - 1. Большинство депутатов-«единороссов» уверенно защитило Агашина. Не зря на встрече с ветеранами, обосновывая своё право на нарушение выборного законодательства, сити-менеджер ссылался на то, что его назначила на нынешнюю должность «Единая Россия». Чего после этого бояться? Тем более что сотрудники новообразованной бюрократической структуры – муниципальной милиции - под руководством бывшего «вертухая» всегда готовы встать на пути нарушителей спокойствия.