Мнения


«В нормальной ситуации максимальный заработок приходится на возраст 40–50 лет. Если же для расчёта размера пенсии будет учитываться заработок не за пять лет, как сейчас, а за весь трудовой стаж, то размер пенсионных выплат окажется меньше».

    Вячеслав Бобков, Всероссийский центр уровня жизни


«Ключевым моментом в пенсионной системе является пенсионная формула – специалисты называют её эквивалентной, потому что она работает по принципу банковского депозита: сколько взносов перечислено за работника – столько потом ему и должно быть выплачено в виде пенсии. Эта формула тупиковая и порождает проблемы, которые невозможно решить в действующей конфигурации пенсионной системы».

Юрий Воронин, автор предлагаемой пенсионной реформы







Поколения современных российских пенсионеров стали тем «человеческим материалом», над которым вдоволь покуражились власти, фактически доведя десятки миллионов вполне успешных в советском прошлом людей до полной нищеты. Все эти кульбиты сопровождались и продолжают сопровождаться рассуждениями о социальной справедливости и повышении уровня жизни граждан.


Введённый с 1 января 2002 года порядок начисления пенсий вроде бы внешне соответствовал высоким стандартам цивилизованных стран – есть базовая часть, есть накопительная, есть страховые отчисления. Но в итоге получилось «как всегда» - Пенсионный фонд не справляется с выплатами, в нём нарастает дефицит (на 01.01.2011 около 1,3 трлн рублей). С тех пор прошло 10 лет. Из них не менее пяти вопрос о неизбежности повышения возрастной планки выхода на пенсию буквально не сходит со страниц печати. Такое впечатление, что россиян к этой неизбежности упорно готовят.


По мнению сторонников повышения возрастной планки, это даст возможность Пенсионному фонду выйти из прорыва, «передохнуть». То есть фактически с самого начала «работы по-новому» специалисты-государственники не переставали думать над тем, как ещё более эффективно снизить, желательно до минимума, «нагрузку» на ПФ. Это вполне укладывается в общую концепцию нашего как бы социального государства – отделить гражданина, частное лицо уже вовсе от государства, от бюджета, чтобы не стоял над душой с протянутой рукой, не мешал «распилам» и «откатам».


Идеологом новой пертурбации в пенсионной сфере выступает Юрий Воронин, статс-секретарь в должности замминистра при Татьяне Голиковой (глава Минздравсоцразвития РФ). Результаты их многолетней работы будут называться торжественно - «Стратегия развития пенсионной системы до 2050 года». Публиковать проект этой «стратегии» не хотят, пока не появится общегосударственная концепция социально-экономического развития до 2020 года. Но какие-то её элементы намерены поэтапно вводить. В частности, возврат к исчислению размера пенсии исходя из трудового стажа.


Как представил дело Юрий Воронин на пресс-конференции в РИА «Новости» 8 ноября, формула исчисления опять вернётся к стажевому коэффициенту, но «модернизированному». Точнее, формула будет четырёхкомпонентная: 1) стажевый коэффициент – от 0,55 (минимум) до 0,75 (максимум); 2) средний заработок по стране на текущий год; 3) соотношение среднегодового заработка человека к среднегодовому заработку по стране; и 4) сложный (!) интегрированный (!) коэффициент, учитывающий макроэкономические показатели и демографическую нагрузку.


Замысел идеологов новой пенсионной реформы – уйти от «лобового» повышения возраста выхода на пенсию. Человек сам будет заинтересован пахать до упора, как можно дольше, чтобы получить более высокий стажевый коэффициент. Однако ситуация на российском рынке труда такова, что никак не способствует тому, чтобы его участники были заинтересованы в реальном росте будущих пенсий. Вот только несколько общеизвестных аксиом. Тридцать процентов из числа работающих (!) россиян живут ниже черты бедности. Это на зарплату! Чтобы спастись от непомерных отчислений, работодатели вынуждены показывать в отчётности не реальную зарплату, а лишь её часть или вовсе нанимать работников без оформления. Трудовая книжка как документ, фиксирующий трудовой стаж, перестала играть прежнюю роль; ПФР учитывает только отчисления страхователей – есть перечисления, есть стаж, нет перечислений – нет и стажа.


В комплексе всё это говорит о том, что те, кто сегодня ещё работает, при выходе на пенсию не смогут показать высокие зарплаты и доказать свой реальный стаж – ведь многие работают по «серым» схемам, по договорам (устным или письменным), а они не будут учитываться. Кстати, это уже подтверждено одним из героев публикаций в «Д» - изобретатель Василий Иванович Колдаев, отработав после выхода на пенсию ещё четверть века (и 25 лет «горячего стажа»), не смог добиться, чтобы даже при наличии правильно оформленных договоров их зачли ему как доказательство стажа. Что уж говорить о сегодняшних правовых «порядках» в области трудовых отношений! Зарплаты низкие, отчётность липовая.


Особенно впечатляет четвёртый фактор предстоящей реформы: сложный интегрированный коэффициент, учитывающий макроэкономические показатели и демографическую нагрузку. Зная способности наших чиновников вывернуть наизнанку любую суть, загодя можно утверждать, не погрешив против истины, что этот таинственный коэффициент всегда будет только понижать размер пенсии до полного ничтожества.


Авторы новой пенсионной реформы ссылаются на то, что такой показатель используют для исчисления пенсий во многих развитых странах, но там, во-первых, заработки составляют львиную долю в затратах производителя, во-вторых, Международная организация труда (МОТ) следит за тем, чтобы пенсия составляла не менее 40% от заработка. Да, достойную пенсию европеец получит только после 60 лет (в Канаде после 65-ти), но если гражданин до неё дожил, то побираться по помойкам ему уже не придётся. Поэтому стайки пожилых шведов и американцев бодро взбираются на египетские пирамиды и осматривают достопримечательности других стран как туристы.


Возврат к учёту трудового стажа (и «стимулирование» работать на износ) представляется намерением особо циничным ещё и потому, что четыре из десяти российских мужчин сейчас не доживают до 60 лет. Это почти каждый второй. Средняя продолжительность жизни в России составляет у мужчин – 59,1 года, у женщин – 73,1 года (данные на конец 2008 г.). Тогда как в большинстве развитых стран у мужчин продолжительность жизни выше 75 лет, у женщин – выше 80-ти. Период, на который российский законодатель закладывает выплаты пенсий, – 204 месяца, или 17 лет. Ну, будет через пару лет 19. Как справедливо заметил один из критиков проектов реформ, уже в момент назначения пенсии часть денег становится «бесхозной» - в ПФР из бюджета она ушла, а выплачена уже умершим никогда не будет. Откуда же у них дефицит?


Надо сказать, что в России на сегодняшний день есть глубоко проработанный и даже экспериментально испытанный народный проект пенсионной реформы. Её автор – Римма Варнавская, активист гражданского движения из Екатеринбурга. Римма Варнавская участвовала в работе Уральского форума в Ижевске в апреле 2009 года. Её выкладки строго доказательны, выводы – системны. Проект Варнавской учитывает не только рост выплат тем, кто пенсии уже получает, достойную и справедливую пенсию будущим получателям, но также сбалансированную нагрузку на бюджет, поэтапное введение в течение двух-двух с половиной лет, трудоустройство всей «армии» дармоедов, которые сейчас работают в параллельных «мирах» - ПФР и соцзащите. Проект Риммы Варнавской заслуживает доверия ещё и потому, что она досконально разобрала все реформы пенсионного законодательства, начиная с СССР. Выявила все махинации и хитрости (и их «цену»), благодаря которым чиновники обобрали советских и нынешних, российских, пенсионеров на несколько триллионов рублей. Но достучаться ни в министерство г-жи Голиковой, ни тем более до членов правящего тандема ей за 15 лет так и не удалось.


И понятно почему, ведь и Путин, и Медведев, и Голикова с Ворониным и Исаевым будут получать свои пенсии совсем по другому закону, нежели все остальные граждане. По «их законам» пенсии у них будут равняться 75 процентам от их реальных высоких зарплат. Зачем же им тогда внедрять альтернативный проект, по которому все пенсии станут государственными, а разница между минимальной и максимальной будет составлять не десятки раз, как сейчас, а 1:6, причём максимальную пенсию получит лишь незначительное число высших руководителей.