Итоги торгов, проведённых Министерством имущественных отношений УР в конце июля текущего года, по продаже очередных блокирующих пакетов акций ОАО «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (ИПОПАТ) и ОАО «Автовокзалы Удмуртии» сразу вызвали массу вопросов. Прежде всего, было неясно, почему Правительство УР так легко расстаётся с акциями, стоимость которых вдруг уменьшилась в два раза по сравнению с прошлогодними торгами, на которых продали первые блокирующие пакеты акций обоих предприятий. Попытки СМИ получить хоть какой-то контактный телефон удачливого покупателя натолкнулись на тотальное нежелание ответственных должностных лиц министерства отвечать на вроде бы совсем простые вопросы.


Все дороги ведут на Кипр


Чиновники утверждали, что понятия не имеют о том, кому только что уступили контроль над ведущими транспортными предприятиями республики. Точнее, название победителя они всё же смогли озвучить – ООО «ЦентрТрансСервис», но в базе данных Федеральной налоговой службы юридических лиц с таким названием оказалось целых девять штук, а по адресу регистрации, который в конце концов удалось выяснить, – г. Москва, ул. Вавилова, д. 97, согласно данным поисковых систем, числится более сотни юридических лиц.


О том, что речь идёт об очередном оффшоре, удалось выяснить в ходе журналистского расследования газеты «День». Оказалось, что новым владельцем акций обоих предприятий, председателем совета директоров которых на день торгов был Денис Агашин, глава Администрации г. Ижевска и член Генсовета партии «Единая Россия», стала зарегистрированная в г. Никосия (Кипр) компания «Траствилл Лимитед», учредитель ООО «ЦентрТрансСервис». Туда же на Кипр и тоже в Никосию ведут следы продажи первых 25-процентных пакетов акций ОАО «ИПОПАТ» и ОАО «Автовокзалы Удмуртии». В сентябре прошлого года их скупило ООО «Сологран», учреждённое одноименной оффшорной компанией «Сологран Лимитед». Таким образом, в два приёма, уложившись всего в девять месяцев, из республиканской государственной собственности в собственность оффшорных компаний на Кипре были выведены 50,001 процента акций каждого из этих транспортных предприятий. Любопытно, что никто из «киприотов» до сих пор ни разу не принял участия в управлении приобретёнными активами, как будто бы их совсем не волнует судьба вложенных десятков миллионов рублей.


«Хорошо» поработал - хорошо отдохнул


Состоявшуюся 28 июля продажу 25 процентов акций плюс 1 акция ОАО «ИПОПАТ» за 43,1 млн рублей вряд ли кто-то может назвать выгодной сделкой для продавца в лице Правительства УР. На торгах в сентябре 2010 года аналогичный пакет акций принес в бюджет Удмуртии более 86 млн рублей, а 5281 акция ОАО «Автовокзалы Удмуртии» (25%+1 акц.), проданные в июле текущего года за 6,3 млн рублей, в сентябре прошлого года стоили 10,5 млн рублей.


Сразу после столь неудачных для казны Удмуртии сделок председатель совета директоров обоих предприятий Денис Агашин, совмещавший эти должности на общественных началах с работой в Администрации г. Ижевска, улетел отдыхать за границу. «Чтобы предупредить вопросы и домыслы – отдыхать буду в Испании», – с удовлетворением сообщил он тогда читателям своего блога в Живом Журнале. Как сейчас представляется, совершенно напрасно. Во-первых, это была уже его вторая за год поездка в Испанию, что для кармана чиновника выглядит, по крайней мере, не очень скромно. Во-вторых, как стало известно от источника, контактирующего с окружением сына президента Удмуртии Андрея Волкова (поддерживающего короткие отношения с Денисом Агашиным), как раз на это время приходится оформление сделки по покупке земельного участка площадью 1000 кв. метров Максимом Агашиным, младшим братом Дениса Агашина. И если бы только братом! С января 2011 года 30-летний Максим Агашин возглавляет ОАО «Автовокзалы Удмуртии». И за несколько месяцев в паре со своим старшим братом – председателем совета директоров этого акционерного общества - умудрился в два раза обесценить стоимость активов вверенного ему предприятия.


Сумма в 17 млн рублей, за которую в два приёма в конечном итоге Правительство УР рассталось с контрольным пакетом акций ОАО «Автовокзалы Удмуртии», - это гораздо меньше тех 500 тысяч евро, которые, по сведениям источника, готов был заплатить Максим Агашин за земельный участок №37 в округе Ориуэла (Испания). Для совершения этой сделки через местное адвокатское бюро Байлен & Санчес, С.Л., как утверждает источник, Максим Агашин открыл депозитный счёт ES42 2090 0421 6202 0000 2575 в банке International Bank Account Number (IBAN). Полмиллиона евро по курсу 43 евро за 1 рубль - это ни много ни мало 21,5 млн рублей. И где их умудрился взять, если информация подтвердится, скромный директор ОАО «Автовокзалы Удмуртии», сложно представить. Для сведения: по официальным данным, размещённым в Интернете в порядке раскрытия информации, в 2010 году «Автовокзалы Удмуртии» заработали 89,9 млн рублей.


Годовая прибыль предприятия с учётом расходов составила 5,8 млн рублей. Финансовые дела молодого руководителя автовокзалов, если судить по сумме предполагаемой испанской сделки с недвижимостью, идут гораздо успешней.


Раскинем картишки


В октябре многие пенсионеры в столице Удмуртии получили «письма от Агашина». Комплект письма у всех стандартный. В него входили пластиковая карта, выполненная в советском стиле, чёрно-белый вкладыш с портретом ижевского сити-менеджера и его приветствием, и памятка, напоминающая по дизайну какую-нибудь инструкцию к холодильнику «Свияга».


В своём послании пенсионерам глава Администрации г. Ижевска сообщил, что Транспортная карта пенсионера немного удешевит проезд в транспорте. Если раньше за 260 рублей, выплачиваемых в виде денежной компенсации, пенсионер мог оплатить 20 поездок, то теперь за те же деньги можно будет проехать 36 раз. Карту надо пополнять каждый месяц за счёт тех денег, что ижевские пенсионеры получают в качестве социальной льготы.


Неистраченные поездки к концу месяца аннулируются, так что сэкономить и перенести «запас» на следующий месяц нельзя. Как нельзя пополнить «карту пенсионера» своими деньгами сверх 260 рублей, для проезда сверх лимита надо покупать другую, обычную, транспортную карту и ездить по полной стоимости, без льгот.


В свете случившейся приватизации и перехода контроля над ИПОПАТ в руки неизвестных собственников, скрывающихся за двумя оффшорными компаниями на Кипре, история с введением Транспортной карты пенсионера проявляется совсем в другом свете, далёком от соображений благотворительности. Теперь, как легко понять, «подаренные» из бюджета Ижевска 260 рублей, помноженные на несколько десятков тысяч пенсионеров, гарантированно и ежемесячно будут перекочёвывать из городской казны в карманы тех, кто придумал и реализовал этот мутный проект с продажей транспортных предприятий безвестным оффшорным компаниям. И казалось бы, при чём здесь 36-летний сити-менеджер Ижевска и член Генсовета «Единой России» Денис Агашин?





КОМАНДА АГАШИНА СОБРАЛАСЬ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ИЖЕВСКИЕ МУПЫ

В аппарате Администрации г. Ижевска уже подготовлен проект решения Городской думы о внесении дополнений в прогнозный план приватизации муниципального имущества города Ижевска на 2011 год. Согласно приложениям к данному проекту решения приватизировать собираются три крупнейших муниципальных предприятия в столице Удмуртии: «Ижводоканал», «ИжГорЭлектоТранс» и «Ижевские электрические сети».