Люди вышли на улицу, требуя от районных и республиканских властей немедленно приступить к ремонту домов, повреждённых взрывами. «Зима уже не за горами, настанут холода. Не нужно рапортовать, что мы к ним готовы, работы ещё непочатый край», - заявили жители Малой Пурги в решении своего собрания.



В пятницу, 28 октября, около полусотни жителей Малой Пурги собрались у магазина «Радуга». Это в паре кварталов от центра села, где расположены административные здания. «Люди собрались, потому что они недовольны тем, как идут восстановительные работы. Скоро зима, и возникают проблемы уже выживания людей. Люди пытаются как-то организоваться для решения своих текущих проблем по восстановлению жилья и других объектов, - рассказал в интервью корреспонденту «Д» депутат районного совета Юрий Никитин. - Очень показательно, что, когда 27 октября проводилась сессия, мною в повестку дня было внесено предложение из десяти пунктов, касающихся в том числе ремонтно-восстановительных работ. Я там практически один «не единоросс». Но на сегодняшний день ни один вопрос о восстановительных работах после ЧС не принят в рассмотрение».



Всё это очень напоминает ситуацию, возникшую на последней сессии Государственного совета Удмуртии. Напомним, что 27 октября на 29-й сессии Госсовета УР вопросы о восстановлении домов, пострадавших в результате ЧС в Малопургинском районе, даже не были включены в повестку дня. Лидеру фракции КПРФ Владимиру Бодрову предложили лишь выступить с речью вне рамок повестки сессии. Бодров привёл ряд конкретных примеров. По его словам, некоторым малопургинцам в буквальном смысле приходится «ночевать в банях». «Ответы чиновников, в том числе главы муниципального образования, показали, что просто невнимательно относятся к людям», - заявил на сессии Владимир Бодров. Малопургинцы подтвердили, что таких случаев не мало и добиться от местных или республиканских властей поддержки им не удаётся.



«Мне обещали застеклить окна. Я жил месяц в незастеклённом доме. Потом пришлось окна стеклить самому, - рассказал один из жителей Малой Пурги Александр Базар. – В моей семье дети спят на одной кровати, я на полу. Дети просыпаются от малейшего шороха, от стука поезда на третьем километре. До утра больше никто не спит. До сих пор в машине лежат сумки с запасной одеждой и документами. Это и есть моральный ущерб, о котором почему-то до сих пор никто и нигде не говорит». По словам Александра, во время взрыва снесло половину крыши его дома, выбило все окна. До сегодняшнего дня дом осматривали три комиссии, но ремонт так и не сделан.


Возмещение морального вреда тоже острый вопрос на селе. Более 500 человек на сегодняшний момент готовят иски с требованием о возмещении. Сложность скорее юридическая: доказать моральный вред не так-то просто.


Сейчас защитой интересов жителей Малопургинского района в вопросах возмещения морального время занимается Александр Батлин. Он согласился работать на «полуобщественных» началах: деньги за свои услуги правозащитник намерен брать только в том случае, если какие-то дела удастся выиграть.


Михаил Багишев, которого выбрали председателем собрания, очень напоминавшего митинг, рассказал ещё одну историю. «У универсама знаете дом все? Значит, просили, чтобы от администрации отремонтировали дом. Ничего не отремонтировали. Обещали деньги ещё в июле. До сих пор денег никаких не получено», - заявил он.


Полицейские, начавшие подъезжать к месту собрания, первое время смотрели на всё это довольно безучастно. Потом приехал какой-то майор полиции, и младшие чины зашевелились. Что удивительно, власти никак не уведомлялись о проведении этого собрания (митинга). Однако полицейские вели себя предельно лояльно по отношению к односельчанам, не было даже намёка пресечь публичное мероприятие. Правда, в разгар собрания кто-то из полицейских попытался снимать всё происходящее на сотовый телефон. Но в резко наступивших сумерках (мероприятие началось в начале шестого вечера) вряд ли у него что-то могло получиться. «Ничего не видно», - жаловался он другому полицейскому, показывая видео. Малопургинцы - участники собрания - также относились к полиции весьма благожелательно. Когда закончилось голосование за резолюцию, кто-то из присутствующих крикнул: «А что-то мы не видели, полицейские за или против?» Михаил Багишев тут же предложил блюстителям правопорядка высказаться. «Может, вы тоже хотите выступить?» - спросил он у одного из сотрудников полиции. Но те, находясь на службе, предпочли отмолчаться.


Депутат райсовета Юрий Никитин считает, что основная проблема остановки восстановительных работ на сегодняшний день в организованности.


«Насколько я из средств массовой информации вижу, денег вроде бы достаточно. Вроде бы бригады работают, но в итоге ремонт очень плохо ведётся. Внятного разъяснения причин нет. На сегодняшний день мы не видим ни одного должностного лица, которое бы понесло реальную ответственность за срывы ремонтных работ», - сказал депутат.


Подсчитать точное количество людей, которые реально нуждаются в восстановлении своего жилья, сложно. Проблема в том, что многие из них уже подписали документы о приёме дома, но проблемы остались.


«Спрашиваешь, зачем подписали, – не знают. Просто так, - говорит Юрий Никитин. – Просишь показать документы, которые они подписали, – их нет. Получается, что формально власти отчитались за эти дома, но фактически они недоделаны. Люди ко мне, как юристу, обращаются каждый день».


С актами приёмки ситуация вообще оказалась запутанной. Многие уверяют, что их заставляют подписывать эти акты. «Подрядчики категорически отказывают в предоставлении сметной документации даже собственникам жилья. Пострадавших жителей под принуждением заставляют подписывать акт приёмки выполненных работ, из чего мы делаем вывод, что федеральные денежные средства используются недобросовестно», - говорится в решении собрания.


Похоже, точных цифр нет и у чиновников. По крайней мере, в официальных документах приводятся лишь сухие данные об израсходованных средствах. Так, по состоянию на 25 октября, по сообщению информационных агентств, было перечислено в администрацию Малопургинского района 760 млн рублей. Из них 307,3 млн рублей перечислено строителям на восстановление домов, ещё 62,6 миллиона выплатили жителям на восстановление жилья собственными силами. Почему при столь значительных вливаниях людям приходится самостоятельно стеклить окна, непонятно.


В резолюции прошедшего на прошлой неделе собрания малопургинцы потребовали от сельских властей завести реестр домов, пострадавших от взрывов, но до сих пор не отремонтированных. Кроме того, жители намерены добиваться передачи всей сметной документации владельцам домов, в которых уже проведён ремонт. Было у малопургинцев и своё требование к журналистам. Звучало оно так: «Необходимо обратиться к депутатам районного совета депутатов с просьбой обязать редакцию районной газеты «Маяк» освещать не только положительные стороны ремонтно-восстановительных работ, но и отрицательные».