Автотранспортные расходы руководящих правительственных работников Удмуртии – заметное бремя для республиканской казны. Если обслуживание всего хозяйства Администрации Президента и Правительства УР, включая зарплаты чиновников, в 2011 году обошлось бюджету в сумму порядка 350 млн рублей, то на служебный транспорт тех же администрации и правительства только в апреле - октябре текущего года было потрачено свыше 11 миллионов. Большую часть этой суммы составляют расходы на топливо (об этом ниже); средства, выделенные на приобретение самих автомобилей, здесь не учитываются.


Скромный экипаж министра


Каждый житель Ижевска, хоть раз побывавший в центре города за последние пару лет, видел опрятные серебристые автомобили Hyundai Sonata с госномерами правительственной серии ААА, курсирующие по улицам и скапливающиеся вокруг дворца президента Волкова в часы аппаратных совещаний. Все они приписаны к ГУ «Автобаза Администрации Президента и Правительства УР» и составляют основу его автопарка.


Это учреждение, разумеется, не считает нужным публиковать отчёты о своей финансово-хозяйственной деятельности, поэтому каких-либо официальных перечней транспортных средств, стоящих на его балансе, в открытом доступе нет. Зато автобаза администрации обязана размещать документацию о госзакупках на официальном сайте zakupki.gov.ru, который доступен всем желающим. По этим документам состав удмуртского «членовозного хозяйства» восстанавливается с высокой степенью достоверности.


В 2011 году автобаза привлекла частников к техническому обслуживанию и ремонту 24-х автомобилей Hyundai (из них 23 «Сонаты» и одна «Элантра»). Госзаказ достался предприятию «Фора-Трейд». Стоимость обслуживания невысока – 120 тыс. рублей в квартал, или 1700 рублей на одну машину в месяц (речь идёт не о сложном ремонте, а о работах вроде замены масла и проверок исправности приводов и тормозов). Оно и понятно: южнокорейские машины 2007-2009 годов выпуска вряд ли так быстро потребуют «капиталки».


Как сообщается на официальном сайте Таганрогского автомобильного завода, по-прежнему выпускающего Hyundai Sonata пятого поколения, его в первую очередь отличает «солидный запас пространства и комфорта», а также выносливость, благодаря которым он «отлично справится с ролью и представительского бизнес-седана, и семейного автомобиля». Стоимость новой «Сонаты» сегодня колеблется в пределах от 700 до 750 тыс. рублей.


Рабочие лошадки


Всего в Правительстве УР 19 министерств и один «министр без портфеля» - экс-глава Ижевска Виктор Балакин, для которого в начале 2011 года была специально создана должность министра общественной безопасности с неясными полномочиями. Это примерно соответствует количеству серебристых «Сонат» в правительственном автопарке, да и по непосредственным наблюдениям можно сделать вывод, что на них катаются именно главы министерств. За чиновниками в ранге вице-премьеров и членов президиума Госсовета УР закреплён парк Toyota Camry. Между тем ГУ «Автобаза Администрации Президента и Правительства УР» располагает и двумя десятками машин классом пониже, которые не так заметны в городском потоке автомобилей и часто имеют вполне заурядные номерные знаки.


Их основная масса – «Волги» (ГАЗ-3102 и 3110) возрастом от 5 до 10 лет. Отметим, что в соответствии с республиканским положением о порядке транспортного обслуживания служащих Администрации Президента и Правительства УР машина может закрепляться как за конкретным чиновником, так и за целым ведомством без персонального закрепления. Раз уж мы «определили» министрам Hyundai, то будем считать, что именно на номенклатурных «Волгах» по мере надобности катают всех остальных работников аппарата правительства. Количество таких машин (не менее 22 штук) тоже соответствует численности министерств в Удмуртии. Эти сведения содержатся в документации к госзаказу на обязательное страхование автогражданской ответственности, который автобаза администрации разместила в августе 2011 года.


Автомобили ГАЗ-3102 уже сняты с производства. Стоимость подержанной «Волги» этой модели в зависимости от года выпуска сегодня составляет от 150 до 500 тысяч рублей. ГАЗ-3110, который также больше не выпускают, – от 100 до 300 тысяч рублей. Помимо них автобаза администрации владеет двумя автомобилями «ГАЗель» (грузовик и цельнометаллический фургон, от 200 до 400 тыс. рублей за каждый) и даже 20-тонным МАЗом (от 400 тыс. до 2 млн рублей). Цены приблизительные.


Безусловный чемпион


Президент УР Александр Волков и премьер Юрий Питкевич не были бы настоящими российскими чиновниками, если бы как-то не выделили себя из массы своих подчинённых. В иерархии правительственных авто на самом верху – их роскошные экипажи, с большим отрывом обгоняющие всех остальных по стоимости и престижу. Сведения о возрасте машин удмуртских чиновников высшей категории в большинстве случаев найти не удалось, поэтому далее указываются цены на новые автомобили.


В нижних строчках рейтинга самых дорогих автомобилей президента и правительства Удмуртии расположены пять пассажирских фургонов: один Mercedes Sprinter, один Toyota Hiace, один Volkswagen Multivan и два Volkswagen Caravelle - все стоимостью в пределах от 1 до 1,5 млн рублей. Эти машины мы относим сюда с некоторой натяжкой: высокая цена объясняется не VIP-категорией, а тем, что всё это, в сущности, микроавтобусы.


Кроме того, фургон «Мерседес», 2004 года выпуска, скорее всего, на сегодняшний день растерял некоторую часть былых достоинств.


Далее идут действительно дорогие и большие автомобили. Седан «Ауди А6» стоит от 1,7 млн рублей, четыре джипа Toyota Land Cruiser - от 3,1 млн рублей каждый, Lexus RX350 и LX470 – от 1,9 и 4,2 млн рублей соответственно. Интересно, что Volkswagen Phaeton стоимостью от 2,9 млн рублей, о котором «Д» писал летом прошлого года как об образце красивой жизни чиновников за бюджетный счёт, не является чемпионом по роскоши. На «Фаэтоне» в то время ездил председатель Правительства УР Юрий Питкевич, и, конечно, переплюнуть его мог только один человек.


Первое место и золотую медаль в конкурсе на самый дорогостоящий служебный автомобиль среди чиновников Удмуртской Республики получает президент Волков на автомобиле «Ауди А8», цена которого начинается от 3,8 млн руб. и теоретически, в зависимости от комплектации, может достигать суммы 6,4 миллиона. В том, что именно глава Удмуртии ездит на этом автомобиле, принадлежащем ГУ «Автобаза Администрации Президента УР», можно не сомневаться: в ГИБДД Удмуртии эта «Ауди А8» зарегистрирована под номером А001АА. Да и фотографии кортежа президента Волкова подтверждают это предположение.


Таким образом, общая стоимость только «люксовых» служебных автомобилей госслужащих Администрации Президента и Правительства УР достигает 27 млн рублей. Понятно, что всё это машины уже не новые, и их реальная стоимость значительно ниже. Но ведь когда-то они всё же покупались, и явно не подержанными.


Добавим сюда десятилетнего возраста внедорожники Mitsubishi Pajero и Suzuki Grand Vitara (новые, соответственно, от 800 тыс. и 1,4 млн рублей), семь автомобилей Toyota Camry, а также «Волги», «Сонаты» и всё то, что по какой-то причине не отразилось в документации на официальном сайте госзакупок, и мы получим не менее 68 используемых постоянно машин общей стоимостью порядка 50-60 млн рублей. Эта цифра вряд ли соответствует реальной стоимости автопарка ГУ «Автобаза Администрации Президента и Правительства УР», но даёт представление (скорее всего, заниженное) о том, сколько было потрачено из бюджета Удмуртии на приобретение служебного автотранспорта в последние годы. И это только главная автобаза чиновников Удмуртии! Всевозможные главы администраций и директора учреждений во всех районах республики самостоятельно закупают машины для собственных нужд. Свои автобазы есть и у Администрации г. Ижевска, и у Госсовета Удмуртии.


Бензин дорогой? Не, не слышал


Вернёмся к 2011 году. Большая часть суммы, выделенная с апреля этого года на содержание автопарка удмуртских чиновников, потрачена на бензин и ДТ. Общий объём госзаказа на топливо за этот период – 10,6 млн рублей: расход бензина автобазы Администрации Президента УР в денежном выражении составляет 2-3 млн рублей в квартал. Четыре крупнейших заказа на поставки топлива в апреле - июне (3,55 млн рублей), июле - сентябре (2,9 млн) и октябре - декабре (2,3 млн рублей) в сумме дают 133,5 тыс. литров бензина Евро-95, а также 165,9 тыс. литров Евро-92 и 57 тыс. литров дизельного топлива.


Много это или мало? Например, Hyundai Sonata сжигает около 9 литров 95-го бензина на 100 км. С таким уровнем расхода топлива, для того чтобы израсходовать 133,5 тыс. литров бензина, машинам автобазы Администрации Президента УР нужно в сумме пройти почти 1,5 млн км за девять месяцев. Отметим, что в документации к госконтрактам неизменно указывается, что поставщик бензина должен предоставить заказчику 99 пластиковых карт, по которым и будет впоследствии отпускаться топливо на заправках. В среднем это даёт уже 15 тыс. км пробега на каждого владельца карточки, или 1,7 тыс. пробега каждый месяц, или 57 км ежедневно. Словом, нехватки в казённом топливе республиканские госслужащие испытывать не должны, учитывая, что кроме крупнейших заказов на топливо есть ещё несколько мелких контрактов на общую сумму до 1,5 млн рублей, которые в этих расчётах не учтены.


Продолжение следует


Известно, что спустя некоторое время после прихода Дениса Агашина на пост главы Администрации г. Ижевска городские власти приступили к обновлению парка служебных машин. В середине октября мы направили директору МУ «Автобаза Администрации г. Ижевска» г-ну Сергееву вопросы редакции, касающиеся транспортного обслуживания ижевских чиновников. Реакции не последовало, и теперь мы рассчитываем получить ответ при помощи Прокуратуры УР. О результатах этой переписки редакция сообщит в следующих номерах «Д».