Дорога, заново проложенная в Каракулинском районе в окрестностях сёл Колесниково и Чеганда, обошлась бюджету Удмуртии в 50 млн рублей. В сентябре прошлого года «Д» уже писал об этой истории: выяснилось, что строительство ведётся силами ОАО «Сарапульское дорожное предприятие» и ОАО «ДП «Ижевское» под управлением некоего Санира Маликова, ранее занимавшего должность директора «Удмуртской хлебной компании» (УХК). Заказчиком же строительства за бюджетный счёт выступило Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР, которое тогда возглавлял нынешний сити-менеджер Ижевска Денис Агашин – создатель УХК и член совета директоров обоих дорожно-ремонтных предприятий. Так в тесном кругу была «освоена» сумма, сопоставимая с ежегодными ассигнованиями на ремонт дорог целого города. Сюжет обыденный, и о нём, как часто бывает, скоро забыли, но на днях скандальная дорога к «волковским дачам» напомнила о себе вновь. Октябрьский районный суд Ижевска принял к рассмотрению иск сарапульчанина Александра Шадрина, заявившего, что из-за строительства трассы его дом в селе Колесниково фактически стал непригоден для жилья.



Сегодня принадлежность к удмуртской элите подтверждается наличием рыбацкого домика  в природоохранной зоне Камы, а политический вес близостью к «домикам» семьи президента Волкова.


Всё побоку


В «коридор» при прохождении новой дороги через Колесниково попали, по меньшей мере, четыре участка местных жителей. Два участка, по которым непосредственно проходила трасса, были выкуплены государством, и частные постройки здесь снесли. Их владельцев не обидели: как говорят соседи, сумма компенсации должна была составить примерно 2,5-3 млн рублей. Но то ли опять кончились деньги, то ли чиновники решили, что и так сойдёт, и выкуп земель прекратился. Александру Шадрину остался в память о стройке участок с новенькой насыпью, упирающейся в его забор.



Суть претензий домовладельца элементарна. Согласно всем законам, СаНПиНам и СНиПам, при строительстве автодорог IV категории, к которой относится и трасса в Колесниково, расстояние от новой дороги до ближайших жилых построек должно быть не менее 50 метров, до садоводческих участков – не менее 25-ти. Дом и огород Александра Шадрина оказались вплотную к новой трассе – это нарушение он и требует устранить. Ответчик, Минтранс Удмуртии, может исполнить это требование только двумя способами: фантастическим - передвинуть дорогу, и реальным - выкупить прилегающий земельный участок.



После года вынужденного соседства с «волковской трассой» и её строителями Александру Шадрину стало понятно, зачем разрабатывают санитарные правила. Кроме шума и дорожной пыли весной проявилась самая болезненная проблема: насыпь перекрыла в этом месте естественный ток дождевой и талой воды, и последствия оказались катастрофическими для шадринского хозяйства. Во-первых, с четырёх бетонных водостоков, защищающих саму насыпь, вода пошла в частный огород, вымывая плодородный слой и принося взамен отравленную дорогой жижу. Во-вторых, значительная часть воды оказалась в подвале дома Александра Шадрина, откуда ей уйти уже некуда. На фоне затопленного фундамента мелочи вроде оборванных строителями проводов, уничтоженных подъездов к территории, повреждённых заборов и т.д. кажутся уже несущественными.



«В свои 58 лет я имел планы на пенсию, - рассказывает Александр Шадрин. – Думал переезжать в Колесниково и там жить с женой при хозяйстве. Уже, видимо, не придётся». Но компенсации от властей он всё же намерен добиться. Иск Шадрина к Министерству транспорта и дорожного хозяйства УР судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Андрей Аккуратный начнёт рассматривать 26 октября.


Характерно, что обращению в суд предшествовали полгода беготни по инстанциям. Александр Шадрин лично встречался с Денисом Агашиным (в то время министром транспорта и дорожного хозяйства УР), и, по его словам, поначалу заказчик стройки обещал во всём разобраться по закону и справедливости. Однако при последующих встречах только разводил руками – мол, «мои инженеры говорят, что всё нормально». Ну и далее по списку: Управление госэкспертизы, Прокуратура УР, администрация Каракулинского района, Росреестр. Реагировать отказывались все.


Чиновники ссылались на пределы компетенции, игнорировали факты, цитировали законы, пропуская те нормы, на которые ссылался податель жалобы. В одном из кабинетов Минстроя Александру Шадрину так и сказали: «Вы знаете, чья это дорога. У вас разные весовые категории. Жалобами и письмами здесь сделать ничего нельзя». И это несмотря на то, что в процессе разбирательства продолжали вскрываться новые нарушения при строительстве. В частности, выяснилось, что летом и в начале осени 2010 года дорожники прокладывали дорогу вообще без разрешения на строительные работы. Оно было выдано лишь 28 сентября.


«Угонщик» и «боксёр»


Пятьдесят миллионов на автодорогу в отдаленном районе Удмуртии; авральное строительство без разрешительной документации и разрешения, подписанные задним числом; десятки жалоб местных жителей и десятки же чиновников, выбивающихся из сил, чтобы их «не заметить». Для чего это всё? Ответ на вопрос становится ясен, когда приезжаешь на место. Сотрудники редакции «Д» побывали здесь в минувшее воскресенье, 16 октября.


Новая дорога длиной 2,909 км сдана в эксплуатацию 15 августа 2011 года. Двигаясь по ней со стороны Каракулино, мы миновали село Колесниково и через десяток километров повернули влево – на Усть-Бельск.


Здесь расположена одноимённая база отдыха, пристань для маломерных судов, горка с подъёмником, а на окраине – посёлок топ-менеджеров предприятий и высокопоставленных чиновников. Он окружён по периметру забором, на въезде шлагбаум, на воротах особняков – видеокамеры. Дома выглядят совсем новыми, некоторые ещё только строятся. По обе стороны от VIP-зоны Усть-Бельска – заказники природного парка, как говорится в описании Минприроды УР, обладающие «значительной экологической и эстетической ценностью» (14 видов растений, 14 видов насекомых и 39 видов животных, включённых в Красную книгу Удмуртии). Охрана посёлка отнеслась к нашему появлению настороженно, но спокойно – ни пройтись по территории, ни фотографировать никто не мешал. То есть, натурально, никаких признаков президентского присутствия, если не считать небольшого участка в центре Усть-Бельска, про который местные жители говорят, что здесь «Волков собрался строить дом».


Сама «база отдыха государственной важности» расположена в 4-х километрах ниже по Нижнекамскому водохранилищу. От основной трассы к ней ведёт прямая, как стрела, дорога, обозначенная табличкой: «ГУП «Удмуртохота». В прекрасной лиственной роще навстречу появляются сперва охотничьи домики за прозрачным сетчатым забором, затем – высокая железная стена с калиткой, но без каких-либо опознавательных знаков.


Не успел я постучать, как оттуда высунулся мужчина средних лет в кожаной куртке и кепке. «Мы проезжали мимо, здесь база отдыха? Домик можно снять?» - спрашиваю. «Тебе чего здесь надо? Нельзя! Всё, теперь давай уезжай отсюда», - ответил мужик таким тоном, будто мы въехали в его огород. Через минуту он всё же решил выйти наружу. «Вам не сюда надо, езжайте дальше, там объезд», - начал он было объяснять, указывая в сторону трассы, и тут заметил в моих руках фотоаппарат.


Сперва мужик в кепке, а затем и второй «охранник» базы отдыха в лыжной шапочке, пришедший ему на подмогу, потребовали прекратить съёмку. «Документы!» – потребовал тот, что в шапке. Ему было предъявлено редакционное удостоверение «Д». «Здесь что, Волков живёт, что ли? – спросил я. - Что вы охраняете?» «Мы не знаем, - ответил «охранник». – Что надо, то и охраняем». Как можно было понять из его слов, у ворот базы отдыха снимать запрещено, так как эта земля – «в частной собственности», причём проиллюстрировать эту мысль он решил весьма неожиданным образом. Со словами «вот давайте я сейчас за руль сяду к вам» мужик и в самом деле уселся на место водителя личной «Нивы-Шевроле» заместителя главного редактора «Д» Андрея Коновала. Пока другой охранник говорил с кем-то из начальства по телефону, одновременно пытаясь выбить из моих рук фотоаппарат, человек в шапке захлопнул дверь авто и резко рванул с места в направлении трассы. «Дедюхин чё-то сел, куда-то поехал, на х…, придурок…» - сообщил по телефону неизвестному собеседнику оставшийся с нами охранник. К слову сказать, добровольно представиться нам оба мужчины отказались.


Буквально через минуту охранник в кепке (не отрывавший телефона от уха) вновь сболтнул лишнего. «Они приехали тут с какой-то целью, потому что знают, чья это база, и какой-то х…ней занимаются специально», - сказал он своему невидимому собеседнику, тем самым, в сущности, подтвердив наше предположение насчет Волкова, высказанное двумя минутами ранее. Не прекращая телефонного разговора, он неожиданно атаковал меня снова. Резкий удар по объективу фотокамеры, видимо, на секунду вывел её из строя – запись прекратилась. Тем временем угонщик, до которого, видимо, начал доходить весь идиотизм его поступка, остановил машину метрах в двухстах от места инцидента и пешком возвратился назад. Здесь мы дружно решили эксперимент прекратить и возвращаться к дому.


На сайте ГУП «Удмуртохота», название которого значится на табличке у въезда на странную базу, есть карта охотничьих угодий этого предприятия. Одно из них расположено в том же районе, где произошёл наш контакт с агрессивной охраной. По телефону для клиентов, куда я обратился с жалобой на грубость персонала, представитель ГУП «Удмуртохота» заявил, что подобная ситуация в его хозяйстве исключена. «Там три разные конторы, может, вы свернули не туда, - сказал он. – Табличка, которую вы видели, скорее всего, не указатель поворота, а сигнальный аншлаг, аншлагов там у нас много стоит». Я подробно описал дорогу и местность, где мы побывали, и представитель предприятия, повеселев, заверил: «Ну, там да, это вы не к нам попали тогда. Это там типа президента что-то. Они могли и нагрубить».


Пресс-секретарь президента УР Виктор Чулков сообщил, что казённой дачи у президента Удмуртии нет. «За бюджетный счёт - точно нет, это я могу сказать, - сообщил он. - Ни президенту, ни кому-либо из руководства загородных резиденций не предусмотрено и не строились никогда. То есть всё, что могло бы… это его собственность». Как бы то ни было, служебные кортежи первых лиц между Ижевском и районом деревни Колесниково в выходные дни всё-таки курсируют – в этом нам тоже пришлось убедиться во время последней поездки.


Идём на таран


За два часа до стычки с охраной «волковской» базы отдыха произошёл ещё один неприятный случай. Мы приближались к Колесниково по пустой трассе, когда на горизонте появилась встречная колонна из нескольких машин. Первой шла ничем не примечательная иномарка; когда она приблизилась, из-за неё, сверкая мигалками, на встречную полосу вылетел здоровенный джип. Не узнать автомобиль сопровождения президента Удмуртии Александра Волкова было невозможно. Вслед за ним на обгон пошла вторая машина: серебристый джип, вероятно, «Лексус», также с включёнными спецсигналами. Трагических последствий удалось избежать, можно сказать, чудом. Надо понимать разницу в уровне безопасности элитных джипов и нашей «Шеви-Нивы»: вполне вероятно, что любой из этих двух монстров размазал бы нас по дороге без особого риска для собственных пассажиров.


Всего лишь три мелких эпизода о том, чем чреват для окружающих отдых президента Удмуртии. Дорогая дорога, перечеркнувшая надежды дачника на спокойную жизнь на природе, дворовая обслуга, с оттяжкой бьющая по объективу камеры корреспондента СМИ, и кортеж с мигалками, создающий угрозу лобового столкновения на дороге. За восемнадцать лет, на протяжении которых Александр Волков в разных должностях руководит республикой, он многих достал своей служебной деятельностью настолько, что в столице Удмуртии регулярно собираются митинги с требованием его отставки. Выходит, и в выходные дни лучше держаться от него подальше.