- Алексей Викторович, есть мнение, и мы в нашей газете его неоднократно аргументировали, что в Удмуртии не очень эффективно поставлена работа с реализацией программ капремонта по 185-му Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»… Насколько я знаю, ваше предприятие участвовало в этих программах. Что Вы можете сказать по этому поводу?


- Я бы не был столь категоричен. Да, проблемы есть: ряд управляющих компаний, вошедших со «своими» домами в программу капремонта, не смогли, как должно, справиться с объёмом работ, кто-то сроки срывал, к кому-то были серьёзные претензии по качеству проведённого ремонта… Но тут, действительно, многое зависит именно от предприятия. Например, мы в этом году провели по 185-му закону на 4 с половиной миллиона капитальный ремонт пяти домов в Пирогово и трёх в Завьялово, нареканий к нам нет – ни со стороны жителей, ни со стороны проверяющих инстанций.


- Четыре с половиной миллиона рублей – это на первый взгляд не очень большая сумма для восьми домов…


- Тут надо учитывать, что в отличие от города так называемые «многоквартирные дома» в сельской местности обычно не такие уж и многоквартирные… Как правило, это «двухэтажки», в которых может быть от 8 до 20 квартир. В пяти домах по программе 185-го закона мы провели капитальный ремонт кровли, в двух заменили системы холодного и горячего водоснабжения, в одном выполнили электромонтажные работы. Жители очень довольны, сами посудите, за 25-30 лет, то есть с момента постройки, в домах не было капремонта.


Отмечу также, что мы приводим управляемые нами дома в нормативное состояние не только в рамках программ 185-го закона. Одна из самых болевых точек старого жилого фонда, как известно, - это протекающие кровли. Под нашим управлением в Завьяловском районе находится порядка ста домов, так вот почти по всем домам эта проблема нами уже решена. Сегодня на повестке стоят такие вопросы, как капитальный ремонт систем отопления, ХВС и ГВС, электрооборудования, сантехники.


- Вы не только руководитель своей управляющей компании, но и депутат Завьяловского районного совета и, конечно, в целом отслеживаете ситуацию по району с исполнением закона о Фонде ЖКХ. Есть трудности?


- Износ многоквартирных домов по району составляет почти 70 процентов, и, конечно, тех нескольких десятков миллионов рублей, которые получил район, недостаточно. Но такова ситуация и в целом по стране, учитывая выделенный государством Фонду ЖКХ объём средств. Другое дело, что у нас в Завьяловском районе разгар исполнения 185-го закона совпал с административной реформой – разделением полномочий между органами местного самоуправления поселений и района. В связи с этим в 2010 году обязанность по приёму и оформлению заявок была передана на уровень поселений, и их руководству потребовалось дополнительное время на то, чтобы наладить соответствующую работу, хотя свою часть необходимой документации жители и управляющие компании подготовили вовремя. Соответственно, это привело к уменьшению количества домов, чьи заявки на выделение средств Фонда прошли все инстанции и были удовлетворены.


Следует также отметить, что некоторыми управляющими организациями были привлечены не особенно добросовестные подрядчики, так что по ряду домов они и сегодня ещё не могут сдать работу Минстрою Удмуртии. Понятно, что больше эти организации подобных заказов не получат, но время упущено. К сожалению, именно сегодня, когда, наконец, наработан опыт реализации государственной программы, стали известны подводные камни, отлажены процедуры, срок действия Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» подходит к концу. Представители фонда говорят, что на следующий год из федерального бюджета будет выделено 20 миллиардов рублей на реализацию программ по капитальному ремонту и переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, но в масштабах страны – это копейки.


Планируется, что эти деньги получит 81 регион, в том числе и Удмуртская Республика. Но это значит в среднем менее 250 млн руб. на один субъект федерации. Боюсь, при таком раскладе Завьяловскому району на 2012 год почти ничего не достанется, во всяком случае, пока никакой обнадёживающей информации на этот счёт не поступало.


- В чем Вы видите выход?


- Или в продолжении федеральной программы капитального ремонта жилого фонда, или в создании соответствующих региональных фондов, как это не первый год уже практикуется, например, в Татарстане. Сегодня обсуждается вопрос о распространении подобной практики на все другие регионы, при этом спорным, на мой взгляд, является предполагаемая доля вклада населения в финансирование капремонта. По 185-му закону эта доля должна была составлять не менее 5%, но теперь заявляется, что таких льгот для жителей больше не будет и что планка будет не менее 20-25%.


Уверен, что для значительной части населения это будет просто непосильная планка, и даже если часть жителей будет готова делать такой взнос, это не значит, что им удастся провести такое решение на общих собраниях собственников. Особенно трудно это будет в сельской местности, где уровень денежных доходов населения значительно ниже, чем в городах.


- Кстати, какой уровень зарплат в Завьяловском районе?


- Не более 10 тыс. руб. в месяц, а то и меньше – 7-8 тысяч. А ведь жители многоквартирных домов в сельской местности из-за специфики систем производства и транспортировки теплоэнергии нередко ещё и платят значительно большие суммы за поставку коммунальных ресурсов. Так, в Завьяловском районе сегодня жители платят по отоплению за один квадратный метр от 27 до 40 рублей, то есть в полтора-два раза больше, чем ижевчане. Но это, конечно, тема для отдельного разговора.


- Если будет установлена планка в 20-25% софинансирования со стороны жителей, то, может быть, выход будет в накоплении средств на лицевом счёте дома путём регулярных платежей в течение ряда лет?


- Во-первых, многие обветшавшие дома не могут ждать ещё десять лет, когда жители накопят такие средства, их надо приводить в порядок уже сегодня.


Во-вторых, понятие «лицевой счёт дома» - всё-таки абстракция. Если сегодня жители принимают решение о сборе средств на капитальный ремонт, эти деньги всё равно поступают в распоряжение и на счета управляющей компании. Частные управляющие компании, хотим мы того или нет, - это прежде всего коммерческие предприятия. Сами понимаете, что сегодня не каждая управляющая компания является добросовестной, и нет никакой гарантии, что, например, при смене управляющей организации жители добьются возвращения собранных в течение нескольких лет средств. Я уж не говорю о такой опасности, как фирмы-однодневки и возможность банкротства.


В ходе реализации программ по 185-му закону сложилась практика, когда управляющая компания сама вносит долю жителей на финансирование капремонта и лишь потом, в ходе ежемесячных платежей жителей, возмещает себе эти средства. По крайней мере, именно так работает «Завьяловская управляющая компания» как в рамках федеральной программы, так и в обычном режиме. При условии, конечно, что жители утвердили расходы и смету работ. Я вообще считаю, что способность управляющей компании авансировать часть работ – это один из признаков серьёзной организации. Но если доля софинансирования жителей будет утверждена на уровне 20-25%, тут многим компаниям придётся сложнее, это уже будут гораздо более серьёзные суммы.


- Может быть, имеет смысл на федеральном уровне принять закон о направлении собираемых средств на капремонт под гарантии государства в специальные фонды, а не на счета частных управляющих компаний?


- Возможно, это было бы правильно. Но при одном условии – сохранении добровольности таких платежей, иначе это просто превратится в очередной налог. Вопросов, связанных с приведением в порядок жилищно-коммунального хозяйства, очень много, искать способы их решения надо путём широкого обсуждения – с учётом мнения и экспертов, и населения, и управляющих организаций. От этого мы никуда не уйдём.