В этом отношении взорванный ижевский цирк более уникален.


Попытка историков сохранить хотя бы фрагменты ижевского скульптурного символа Победы, перенеся их в музей «Арсенал», не увенчалась успехом. Трёхметровые бетонные скульптуры Дворца культуры оружейников исчезли в неизвестном направлении. Так же бесследно, видимо, на дачи строительных начальников, были увезены другие артефакты оружейной истории. В частности, дорогое бронзовое литьё Дворца культуры, заменённое на дешёвые и грубые новоделы.


Наверное, для того, чтобы беспрепятственно ломать или перестраивать аутентичные памятники отечественного наследия, президент Удмуртии Александр Волков упразднил республиканское Управление охраны памятников истории и культуры и преобразовал его в не имеющий никакой власти над этими памятниками Центр по эксплуатации объектов культурного наследия, наделённый лишь справочными полномочиями.


Вскоре после сброса с Дворца культуры «Ижмаш» скульптурных символов Победы, которые первоначально оттащили к подножию стоящей рядом Михайловской колонны, связанной с другой победой – в Отечественной войне 1812 года, у неё самой со стороны реконструируемого дворца были сбиты бронзовые короны от трёх императорских орлов.


При строительных работах возле Дворца оружейников были уничтожены также фрагменты фундамента ампирной «ратуши города Ижа» или конторы оружейного завода (её открытие 10 июня 1807 года отмечается как День города). Я видел на месте конторы вывороченные из траншеи огромные жёлтые валуны фундамента и его осколки: деревянный ампир на набережной покоился на каменном цоколе. Зияет провалом и завален строительным мусором за забором обшарпанного Индустриального техникума могильный Полковницкий ключ, названный в честь дворянина, о казни которого писал Пушкин во время архивной работы над своей повестью о Пугачёве. Разрушено здание правления оружейного завода с замечательной чугунной лестницей «доктора Живаго» внутри. Уничтожена деревянная колоннада Летнего сада, чтобы заменить её более дорогостоящей и неродной мраморной (в губернской Вятке на набережной до сих пор стоят две исторические ротонды из дерева, которые на сто лет старше сломанной властями аутентичной ижевской ротонды, их никто не перестраивает в мраморном материале, так любимом для граффити). Сломаны крыша и массивные кирпичные колонны-столбы ампирного склада оружейных лож для надстройки второго этажа. На моё обеспокоенное письмо министру культуры Удмуртии чиновник ответил, что варварская надстройка, снёсшая половину памятника индустриального наследия, будто бы является его консервацией.


И ведь именно он, министр культуры Удмуртии Дмитрий Иванов, подал идею перестроить Дворец культуры оружейников под Русский драмтеатр (руководит которым тёща министра), хотя акустика зрительного зала ДК «Ижмаш» после войны была приспособлена под музыкальные, а не под театральные представления. Во время войны дворец использовался под оружейные цеха. До войны в заводском Клубе Октябрьской революции (так назывался тогда Дворец оружейников) за неимением во всём городе других сценических площадей была сосредоточена не только почти вся клубная и театральная жизнь Ижевска, но даже специфическая учебная деятельность. Например, учебная балетная студия, которой руководила, по словам её выпускницы актрисы М. Суворовой, чета итальянцев, очевидно, высланных из столицы. А также театральное и художественное училища, которые из-за тесноты были вскоре навсегда закрыты.


Сюда же до войны временно втискивали и Русский драмтеатр. На его сцене в 1938-40 годах в роли Анны Карениной после расстрела отца блистала муза Сергея Есенина дворянка Миклашевская, отказавшаяся выйти замуж за поэта из-за неразделённой любви к танцору Большого театра. Из-за любви к лысеющему танцору она поссорилась с режиссёром столичного театра и вынуждена была искать работу в провинции.


Есенин, обещавший ради «выпитой другим» бросить разгульную жизнь повесы, посвятил неприступной любимой цикл стихов «Исповедь хулигана», а также стихотворение «Собаке Качалова» - «Дай, Джим, на счастье лапу мне». «Исповедь хулигана» с автографом Есенина и утаённой посыльным запиской были переданы любимой Есенина через поэта Приблудного (одного из прототипов поэта Ивана Бездомного в булгаковском «Мастере и Маргарите»).


Однако, несмотря на есенинскую драматургию заводского дворца, для переоборудования его больше подходит скорее не драматический театр, а концертное учреждение. Удмуртская филармония в отличие от Русского драмтеатра с 1930-х годов хронически ютится во временных, невзрачного вида зданиях, недостойных проводимого в Ижевске с 1958 года ежегодного, теперь уже международного фестиваля имени П.И.Чайковского. А ведь именно во Дворце культуры «Ижмаш» выступал не только постоянно бесприютный удмуртский ансамбль «Италмас», но и приглашённые в Ижевск Удмуртской филармонией выдающиеся артисты – последний певец Серебряного века А. Вертинский, джаз-оркестр Л. Утёсова, Л. Русланова.


В ходе реконструкции Дворца оружейников аутентичные заводские сюжеты старой лепнины (их, по данным архитектора Нины Степанюк, выполняли пленные немцы) были заменены на новую лепнину, прославляющую новоделы президента Волкова. Дорогое бронзовое литьё на парадных уличных дверях в виде стилизованных колосьев и сдвоенных серпов полностью заменено на примитивные новоделы из более дешёвого металла, подкрашенного под благородную бронзу. Причём едва ли не главные узоры на литье в виде симметричных серпов полностью исчезли: на их месте зияют расстрельные дыры, окружённые связками-фашинами. Любопытный читатель может сравнить, очевидно, украденные при строительстве начальством подлинники из антикварного металла и дешёвые новоделы, если подойдёт к реконструированному зданию с иллюстрацией подлинного литья из книги О.В. Севрюкова «Ижевск» (1972, с.186).


В этой же книге на странице 63 есть и иллюстрация утверждённой для завода царём Николаевской чугунной ограды 1841 года (современницы подлинного Михайловского столпа). Последние остатки царской ограды сломали во время реконструкции набережной под руководством президента Волкова. Читатель может увидеть, что вместо аутентичной ограды теперь поставили очень грубый, далёкий от оригинала новодел. В петербургском архиве сохранилось также изображение решётчатой ограды с ампирными воротами вдоль генеральского квартала. Однако в ходе реконструкции набережной власти Удмуртии всячески отмахивались от помощи профессионалов-историков. Нетактична и береговая брусчатка перед генеральским кварталом: её удмуртские узоры не имеют никакого стилистического родства с единственным в Ижевске усадебным дворянским кварталом.


На береговой площади Дворец оружейников соседствует с «немецкой лестницей» и «домом Шмайссера». В нём напротив скульптуры автоматчика, установленной на крыше Дворца культуры «Ижмаш», шесть лет жил знаменитый Шмайссер. ДК «Ижмаш» со скульптурами рабочего-оружейника и солдата-автоматчика на крыше перестраивался почти одновременно с возведением «немецкой лестницы» и по соседству с ней (1948-1950).


Вывезенные после войны из Германии оружейники в отличие от пленных немцев-строителей Дворца культуры оружейников и соседней лестницы были относительно свободны, снимали дачи на пруду, их дети учились в ижевских школах и вузах. Немцы так и не передали победителям секреты штамповки своего «штурмгевера». Штамповку для немецкого предшественника нашего автомата делали на заводе, занятом американцами, поэтому штамповку для ижевского наследника запустили с очень большим опозданием – в 1952 году. Поглядывая на уставившуюся на «дом Шмайссера» скульптуру советского автоматчика, немцы, конечно, и догадываться не могли, что сломают её потомки победителей. К юбилею оружейного завода республиканские власти намеревались уничтожить и «немецкую лестницу» (заменить долговечную чугунную на гранитную с ежегодно отваливающимися плитами), но ограничились лишь - тоже юбилейным и торжественным - уничтожением стоящего рядом здания бывшего правления «Ижстальзавода» с ажурной чугунной лестницей внутри.