На грандиозное открытие нового здания театральная коллегия запланировала премьерный спектакль по Николаю Гоголю «Женитьба». Драмтеатр в очередной раз делает ставку на популярную комедию для привлечения внимания зрителей. По мнению руководства театра, это практически гарантирует им аншлаг на праздничном открытии отреставрированного здания. Ставят спектакль главный режиссёр казанского ТЮЗа, заслуженный деятель искусств России Владимир Чигишев, балетмейстер Людмила Чигишева и главный художник татарского театра им. Г. Камала Сергей Скоморохов. Приглашенные звёзды казанской театральной сцены обещают показать неискушённому ижевскому зрителю нечто грандиозное. Что у них из этого получится, мы сможем увидеть в ноябре.


А пока в театре открылся 77-й театральный сезон. Репертуар в этом году специально к открытию пополнился четырьмя новыми постановками. Премьеры запланировано показать с октября по декабрь. Новый сезон был открыт спектаклем по пьесе Островского «Женитьба Бальзаминова». Сейчас главный режиссёр Русского театра ставит спектакль по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Ближе к декабрю юные зрители смогут посмотреть новогоднюю сказку. Обращение к молодым зрителям - одно из новых направлений Русского драматического театра.


По замыслу министра культуры Дмитрия Иванова, в Ижевске появится театр юного зрителя. Возрождение ТЮЗа запланировано на этот год. «Театр будет рассчитан на тинэйджеров в возрасте от 10 до 18 лет. Сейчас у них нет возможности посещать театры, потому что нет репертуара для их возраста. А это неправильно», - сказал Дмитрий Иванов. По его словам, через несколько лет в Ижевск приедут примерно 20 человек, которые сейчас проходят обучение в Щепкинском училище в Москве по целевой программе от республики. Именно эти молодые умы Министерство культуры планирует взять на работу в ТЮЗ. Утверждая, что в Ижевске нет спектаклей для молодой аудитории, министр совершенно не берёт в расчёт муниципальные театры, в которых как раз есть постановки, рассчитанные на подростковую аудиторию и младше. И это не первый раз, когда Министерство культуры Удмуртии закрывает глаза на существование каких-либо других театров, кроме Русского драматического.


На встрече с журналистами в редакции газеты «Известия УР», куда корреспонденты «Д» приглашены не были, министр культуры высказывал своё мнение по количеству и качеству театров в республике. «Разговор на эту тему зашёл, поскольку сегодня в Ижевске действует всего один государственный драматический театр, играющий на русском языке, – Русский драматический», - цитируют «Известия УР» министра. По мнению г-на Иванова, изложенному всё в той же газете, городу недостаёт разнообразия в театральной среде. «Городу нужны разные театры. У зрителя должна быть возможность увидеть и классические, академические спектакли, такие, как в Малом театре или МХАТе, и театр модерн, и экспериментальные молодёжные постановки. Каждый любитель театрального искусства должен найти в репертуаре местных театров хотя бы одну постановку, сделанную как будто адресно для него», – разглагольствовал на встрече с журналистами министр Иванов. Причём городские театры с модерновыми и экспериментальными постановками опять в расчёт не брались. Основной акцент министр сделал на Русском драматическом театре, который, кстати, возглавляет его тёща, высказав идею о приглашении большего количества иногородних режиссёров, чтобы разнообразить репертуар.


С репертуаром курируемого правительством республики театра я познакомилась пару лет назад. Тогда нас, в то время студентов УдГУ, добровольно-принудительно привели в Русский драматический театр, действуя, видимо, по принципу В.Г. Короленко «нужно много и серьезно над собой работать, образоваться, окультуриться». «Окультуриваться» нас привели на комедию «№13, или Безумная брачная ночь». Пришли мы посмотреть на качественную игру заслуженных артистов, а попали на некое подобие телепрограммы «Аншлаг», где вместо острых шуток выслушивали плоские остроты. Сложно судить о том, когда Русский государственный театр превратился в низкопробное юмористическое шоу. Был ли процесс обратного превращения из бабочку в гусеницу или репертуар театра им. Короленко всегда был таким, я не знаю. Но история драмтеатра выглядит вполне благовидно. Классические пьесы в репертуаре, заслуженные режиссёры, первый из которых приехал в Ижевск со своей труппой из Московского художественного театра. Обласканный критиками театр ещё при его основании приобрёл статус квалитативного. Сейчас Русский драматический с натяжкой можно назвать качественным, судя по последней премьерной работе.


Новый театральный сезон в драмтеатре открыли спектаклем по пьесе «Женитьба Бальзаминова». Вечную классику Островского поставил Артём Галушин, выпускник Академии театрального искусства. О жизни типичного «маленького человека» неоднократно снимали фильмы и делали театральные постановки. Но на сей раз история Миши Бальзаминова предстала перед ижевскими зрителями в совершенно ином свете.


Молодой режиссёр очень вольно интерпретировал классическую историю, сохранил диалоги, однако полностью изменил концовку. Меркантильного конформиста, ограниченного лентяя и приспособленца в спектакле представили как романтичного, тонко чувствующего юношу, этакого практичного мечтателя. По крайней мере, так выглядел этот образ в подаче актёра Антона Петрова. При этом диалоги не были отредактированы и не меняли сути героя. В его рассуждениях: «Если бы я был царём, то издал бы такой закон: бедный женится на богатой, богатый - на бедной» мало романтики, а лишь желание, совершенно не напрягаясь, покончить с бедностью.


Классический пример брака по расчёту был подан режиссёром как история трогательной любви, что совершенно абсурдно при сохранённых книжных стремлениях героя. А при том, что спектакль изобиловал «спецэффектами», конечный продукт можно смело отнести к абсурдному экшену на основе русских народных сказок, где главный герой дурак получает всё, о чём даже и мечтать не мог. Но в русских народных сказках хотя бы герой проявляет добросердечие и трудолюбие, а в данном случае ни того, ни другого у Бальзаминова не имеется. Из-за диссонанса диалогов и завершения истории создаётся ощущение фальши, нелогичности спектакля. Но режиссёра это, по всей видимости, мало волновало. Постановка приобрела жанр лёгкой комедии, где актёры из последних сил, всеми известными способами выжимали из публики смех, а в таком состоянии публика просто будет не готова к глубокому осмыслению происходящего. Нас просто пытались обмануть красивой обёрткой от проамериканского экшена - парящим над сценой платьем, декорациями, костюмами, велосипедом и вставками видео, не концептуальными, но красочными.


Что касается игры актёров, она выглядит чрезмерной и в некоторой степени грубой. Переигрывают актёры театра Короленко регулярно, но в этой постановке совершенно грубо «разошлась» Марфа. Она более походила на клоунессу, чем на прислугу, пусть даже и в комедийном произведении. Избыточно громкие реплики, неуместный смех - эти моменты резали взор и слух. Излишними были и реплики про совершаемые действия и матери Бальзаминова. «Сейчас, сейчас я залезу на стул, выпью успокоительное, почти дотянулась. Так, так… ещё чуть-чуть. И т.д.». Конечный продукт- постановка, похоже, был рассчитан на не очень притязательные массы или фанатов аншлага. При всей красочности постановки видны её бреши и несовершенства. А в корне зарубленная идея Островского о судьбе «маленького человека» не вызывает доверия к режиссёру-постановщику и, следовательно, к самому театру тоже.