Всего 48 средств массовой информации направили в ЦИК Удмуртии письма об отзыве ранее поданных ими уведомлений о согласии предоставлять печатные площади и эфирное время партиям и региональным группам кандидатов за деньги, сведения о размере и условиях оплаты данных информационных услуг. В целом в отказ вдруг решили пойти почти 53 процента всех СМИ, ранее желавших зарабатывать на освещении выборов.


Среди них все три ведущих республиканских официальных печатных издания – «Удмуртская правда», «Известия Удмуртской Республики», «Удмурт дунне» - и 17 (т.е. практически все) муниципальных газет. Среди коммерческих печатных СМИ можно отметить газеты «Аргументы недели», «АиФ.Здоровье», а также «Аргументы и Факты в Удмуртии», аффилированные с главным редактором «Известий УР» Энвилем Касимовым.


Показательно, что среди отказников и целый пучок радийных медиаресурсов, которыми владеют юридические лица Игоря Вахрушева, назначенного на днях решением президиума Правительства УР с испытательным сроком 1 год директором республиканской ТРК «Моя Удмуртия».


Согласно федеральному законодательству все распространяющие свою продукцию на территории Удмуртии СМИ, готовые предоставлять печатные площади и эфирное время участникам выборов в Государственную думу шестого созыва, должны были в срок до 29 сентября опубликовать расценки и условия размещения агитационных материалов и направить соответствующие уведомления в ЦИК УР. Всего этим правом воспользовались 51 печатное издание и 40 телевизионных и радиокомпаний. Однако уже через несколько дней после того, как стал известен окончательный список уведомившихся, среди издателей и руководителей десятков СМИ что-то начало происходить.


Пока есть только одно разумное объяснение причины массового отказа от естественного желания республиканских СМИ официально заработать на выборах. В негласной практике выборных кампаний в последнее десятилетие уже имели место случаи, когда должностные лица из республиканской власти через близкие коммерческие структуры влияли на лояльность частных СМИ путём оплаты упущенной ими выгоды при условии их отказа размещать агитационные материалы конкурентов кандидатов «партии власти». Однако поскольку в списке отказников в этот раз значатся в основном государственные и муниципальные СМИ, а также СМИ, принадлежащие лицам и структурам, тесно связанным с республиканскими властями, здесь, скорее всего, имело место чисто административное воздействие. Если так и было, местные СМИ проявили редкую дисциплину. Между тем ЦИК УР, председатель которой Владимир Пономарёв обязан президенту Удмуртии Александру Волкову карьерой и карьерой своего сына, возглавляющего Первомайскую ТИК г. Ижевска, просто по закону не имела возможности дать «задний ход». Согласно законодательству государственные и муниципальные СМИ, а также средства массовой информации, финансирующиеся из бюджета, обязаны на основании итогов жеребьёвки гарантировать участникам выборов предоставление своих печатных площадей и времени в эфире отчасти на бесплатной основе, отчасти за деньги.


На прошлой неделе ЦИК УР опубликовала на официальном сайте комиссии постановление № 91.3-4 «Об отзыве организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий уведомлений о предоставлении платной печатной площади, платного эфирного времени». И хотя смысл позиции ЦИК УР, выраженный в четырёх словах - «не влекут правовых последствий» - вроде бы замял скандальное недоразумение, осадок всё равно остался. «В рамках предвыборной кампании в Госдуму РФ все СМИ, как муниципальные, как государственные, так и негосударственные, будут работать в соответствии с действующим законодательством», - сообщил заместитель министра культуры, печати и информации УР Сергей Васильев, комментируя ИА «Интерфакс-Поволжье» скандальный отказ подведомственных ему СМИ.


Впрочем, если вдруг негосударственные средства массовой информации не найдут возможности изыскать свободные площади и эфирное время для конкурентов «партии власти», чиновник никак не ответит за свои слова, скорее наоборот.



P.S. Когда верстался этот номер, источник «Д» - ижевский предприниматель, оказывающий полиграфические услуги, - сообщил о давлении, которое начали оказывать чиновники на мелкие типографии с целью заставить отказаться от размещения заказов на производство агитационной продукции. Всё это очень напоминает организацию массового отказа от размещения агитационных материалов, уже прошедшего по редакциям средств массовой информации. Получается, что отсутствие «правовых последствий», о которых сообщила ЦИК УР, вовсе не освобождает от последствий административных.