Ливневая канализация, проложенная на склоне набережной для спасения от сточных вод, судя по её направлению, должна решить ещё одну негласную задачу – подмыть фундаменты зданий памятников архитектуры, которые вроде бы отказался сносить президент Удмуртии.



Напомним, реконструкция участка набережной Ижевского пруда от Площади оружейников до «лыж Кулаковой» началась в 2009 году. Основные работы проводило УССТ №6. Как вспоминал впоследствии один из его бывших сотрудников, на протяжении 2010 года реконструкция порой велась в судорожной спешке, связанной с приближением юбилейных дат, важных для высокого начальства: в конце мая это был долгожданный визит в столицу Удмуртии премьера Владимира Путина, в августе - 250-летие Ижевска.


Торжественное открытие набережной состоялось 3 сентября 2010 года. Следующие три месяца были последними, когда горожане могли наблюдать «подарок президента Волкова» Ижевску в том виде, в каком Спецстрой его сдал республиканским властям. Вскоре склоны над набережной покрыл снег, а в апреле 2011 года из-под сугробов вылез глиняно-дерновый фарш. Сдвигом грунта за зданием бывшего пивзавода Бодалёва были уничтожены участки трёх пешеходных дорожек из брусчатки и металлические ограждения. По словам одного из специалистов, к которому обратился тогда корреспондент «Д», - строителя-проектировщика Геннадия Никифорова, - причиной обрушения стало отсутствие в проекте строительства данных о гидрогеологии этого участка, известного обилием родников и подверженного воздействию грунтовых вод. Ответственность за это, естественно, должен был нести заказчик реконструкции, сэкономивший на работах по детальному гидрогеологическому исследованию. Тогда же руководитель информационно-аналитического управления аппарата Гордумы Ижевска Анатолий Макаров заявил, что УССТ №6 в соответствии с контрактом обязано привести склон «в то состояние, в котором он был на момент сдачи объекта».


Вышло несколько иначе. Хотя через месяц с небольшим непосредственно «ижевский провал» был устранён, к первоначальному виду проблемный участок так и не вернулся. Во-первых, одну из пешеходных дорожек из брусчатки в «опасной зоне» решили не восстанавливать, а просто разобрать и уложить на её месте дёрн: из прогноза главы «Удмуртгипроводхоза» Владимира Своекошина, выступившего до этого на пресс-конференции, следовало, что «усадка грунта», пусть даже в меньших масштабах, может продолжаться ещё несколько лет. Видимо, с учётом этого восстановление самого «хрупкого» элемента сооружения было отложено спецстроевцами до лучших времён. Во-вторых, около полутора сотен метров набережной в районе здания бывшего пивзавода Бодалёва в ходе восстановления приобрели деталь, которой, наоборот, не было в первоначальном проекте, а именно – дополнительную ливневую канализацию, проходящую по поверхности. Большая часть работ по устранению последствий оползня была проделана ещё в апреле-мае, но кое-что было завершено всего неделю назад.


Напору воды строители решили противопоставить три барьера, проложенных вдоль пешеходных дорожек на уступах склона. Два из «оборонительных каналов» составлены из бетонных лотков и расположены друг над другом, там, где в апреле были обнаружены самые серьёзные разрушения. Ещё один сделан из пластика и пролегает вдоль насыпи дальше в сторону плотины. По идее, вода, стекающая вниз по склону, должна задерживаться этими каналами и сбрасываться по двум водоотводам вниз – прямо к стенам бывшего пивоваренного завода Бодалёва, памятника истории и культуры республиканского значения. Но дело даже не в этом: хуже всего, что против воды, бьющей из-под земли, скорее всего, эта канализация и вовсе будет бесполезна, о чём свидетельствуют несколько свежих промоин в дёрне, возникших уже после укладки лотков. Одной недели затяжных сентябрьских дождей для этого хватило – а ведь впереди очередная зимовка…



С самой весны и по сегодняшний день к скандальному происшествию с набережной, свидетелем которого стал весь город (только на городском форуме «Марк» соответствующая тема собрала свыше 16 тыс. просмотров), чиновники старались не возвращаться. Главный инициатор проекта реконструкции набережной президент Удмуртии Александр Волков ни разу публично не высказался на тему случившегося с его детищем, не было объявлено и о выводах, сделанных городскими властями из этого небольшого катаклизма. В многолетней эпопее с реконструкцией ижевской набережной наступило кажущееся затишье: новые известия о масштабных бюджетных тратах на продолжение стройки нас ожидают в следующем году. Так, в минувший вторник, 11 октября, в Ижевске завершился приём заявок претендентов на освоение очередных 9,8 млн рублей субсидии из бюджета Удмуртской Республики. Предприятие, которое победит в этом конкурсе, получит право заключить контракт на разработку проектной документации 4-й очереди набережной пруда, от монумента до устья Подборенки. Набор требований к проекту в целом тот же, что и на сданном в прошлом году участке: инженерные изыскания, автодороги, пешеходные дорожки, благоустройство склонов. Добавился стационарный туалет, без которого этим летом на набережной некоторые ижевчане, подкрепившись пивом, вынуждены были потом проявлять изрядную изобретательность. Известно, сколько уже затрачено на печально известный «ижевским провалом» участок в 2009-2010 годах (свыше 400 млн рублей, не считая берегоукрепления); площадь участка, готовящегося к реконструкции теперь, сравнима с ним по протяжённости (в пределах 1,5 км). Так что при желании можно опять начинать подсчёты, сколько это будет, например, в окладах среднего работника школы или в бахилах для городской больницы. А если не сработает дополнительная ливневка, прокладка которой завершилась только на днях, то через две-три весны всё можно будет начинать сначала.