А, между прочим, тема была затронута очень важная и нужная. Кто такой современный писатель? Какие у него проблемы? Что ему нужно от власти и нужно ли что-то?


Два современных ижевских писателя по просьбе корреспондента «Д» также ответили на прозвучавшие на встрече вопросы. Оба интервью получились очень разными, но от того не менее интересными и запоминающимися.




Сергей МОСКВИН,

писатель-фантаст, наиболее известное произведение - «Увидеть солнце» - вышло в серии «Метро 2033».


- Кто такой современный писатель?


- В моем понимании, писатель – это тот, кто пишет, и тот, чьи произведения читают. Главное для писателя – это диалог с читателем. Если такого диалога нет, то вряд ли это писатель.


- Чего бы Вы хотели как писатель от власти?


- Я считаю, что любая творческая деятельность удалена от государственного регулирования. Например, государство насильно заставить читать людей не может. Если учитель заставляет прочесть школьника какое-то конкретное произведение, то читать тому, конечно, приходится, но любовь к литературе таким образом привить нельзя. Обратная ситуация происходит, то есть к произведению, которое надо прочитать, хорошее оно или нет, уже подсознательно возникает отвращение. Поэтому просить что-то от власти в плане возрастания интереса к чтению, к потреблению литературы писателям достаточно сложно.


На что, я считаю, государство должно обратить внимание – это на сохранение авторских прав. В том числе у писателей много произведений в электронном виде, в печатном виде, достаточно много издается нелегально пиратскими издательствами, распространено пиратство особенно в Интернете. Вот это государство может как-то регулировать. Оно может бороться с пиратством.


- Нужен ли контроль со стороны государства за издаваемой литературой?


- В целом, я считаю, что нужен. Чтобы не попадала в продажу литература экстремистского толка, призывы, которые законодательно запрещены, например, пропаганда педофилии. Конечно, это надо регулировать.


Тут вопрос, конечно, двоякий. Главное, чтобы всё не дошло до цензуры, которая была в Советском Союзе.


- Как может начинающий писатель издать своё произведение?


- Если вспомнить мою историю, то это было в конце 1998 года, тогда у меня было написано первое произведение. Чтобы напечататься, я первым делом зашел в книжный магазин и выписал оттуда на листочек себе адреса издательств, которые в принципе существуют. Затем я со своей рукописью поехал в Москву и начал обходить одно за другим издательства, предлагая ее на рецензию. Издательство «Эксмо» отреагировало первым. С ними я заключил предварительный контракт и работаю с ними до сих пор.


- Какие проблемы Вас как писателя больше всего волнуют?


- Больше всего меня волнует снижение у читателей интереса к печатной литературе. Скорее всего, это процесс естественный. При сложившейся ситуации, когда основные гонорары писателей получаются от продаж книги в бумажном виде, это актуальный вопрос. Многие из моих знакомых художественную литературу вообще не читают, только публицистику, журналы.


Автор в первую очередь должен отражать интересы читателей. Я не имею в виду, что он должен подстраиваться под них. Но никакой автор не может написать произведение, которое ему было бы неинтересно самому читать. В любом случае произведения, которые я пишу, мне интересно писать и интересно читать. Через силу заставить себя написать что-то хорошее – невозможно.




Лев РОДНОВ,

писатель, журналист, философ, нашумел в своё время «записками мутанта» и книгой под заковыристым названием «Мурлот».


- Кто такой современный писатель?


- На мой взгляд, писателем является не тот, кто умеет писать буквы, описывать красивые пейзажи, рисовать словами. Моё глубокое убеждение, что человек, ищущий новые идеи и пытающийся формулировать нечто новое, используя старые понятия, т.е. использующий свою жизнь на приращение границ общего культурного поля, – это разведчик, это дерзкое существо. Не обязательно это существо может писать романы, стихи или картины, это может быть технический человек или человек, занятый обыденным ремеслом. Писатели - это люди, воспринимающие жизнь поэтически. С одной стороны, это граждане мира. С другой стороны, это одиночки.


- Чего бы Вы хотели как писатель от органов власти?


- Для писателя во главу угла ставить умение сотрудничать с властью – позиция неправильная. Нужно уметь сотрудничать с самим собой, нужно уметь стоять лицом к неизвестному и в первую очередь продолжать дорогу жизни. На этой дороге не существует заранее определенных и проверенных сценариев, всё случается только один раз.


Например, возьмем идею Царскосельского лицея. Там были воспитаны под покровом власти некие культурные агенты, которые эту власть начали разрушать. Парадокс, казалось бы. Лицей не выпускал менеджеров, которые высшим достижением своей жизни могли бы назвать идею «я удачно встроился в существующую систему». Система должна всё время порождать тех, кто её разрушит. Писатели в какой-то мере нарушители. Они преступают границу возможного, границу дозволенного. Но делать это нужно во благо. Всегда в результате действий жизнь должна прибывать, а не убывать. На земле всегда шла битва двух сил - эгоизма и любви. Каждый решает, каким законам подчиняться, в какую сторону идти.


- Нужен ли контроль со стороны государства за издаваемой литературой?


- Лучший контроль – это воспитание. Единственный правильный контроль - когда человек контролирует себя сам. Это обман, когда тебе назначают рамки. Людей нужно учить контролю над собой. Потому что владеющий собой владеет миром.


- Как может начинающий писатель издать своё произведение?


- Я не считаю, что страсть печататься – это очень хорошо. Когда-то давным-давно классик сказал: «Если можно не писать, не пиши». Я бы перефразировал классика: «Если можешь не печататься, не печатайся».


Информация легко распространяется, есть Интернет. Это очень демократично и очень хорошо. Ты можешь туда бесплатно и мгновенно отдать то, чем ты богат. А уж возьмет мир или не возьмет – это решать эволюции, случаю, если, конечно, ты работаешь на пополнение эволюции. А если ты работаешь только на свой пиар, на себя, на громкость своего имени, то вряд ли такая работа переживет века. След не живет долго, долго живет вклад.


- Какие проблемы Вас как писателя больше всего волнуют?


- В своих художественных книгах я позволяю себе «поход в чулан». Здесь я ставлю своё имя и подставляюсь. Я не знаю, как жить, и делаю это публично и вслух. Поэтому и ищу.