Виктор Шудегов, председатель регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»:


- Безусловно, в этом есть плюсы. Во-первых, разрешилась, наконец, интрига. Все спорили, кто пойдет на выборы: или президент на второй срок действующий, или председатель правительства. Единственно, есть в этом такой минус: не в равных условиях будут находиться теперь те кандидаты, которые будут выдвинуты другими партиями или сами захотят выдвинуться. Получается, что кто-то уже начал гонку, а кто-то еще нет. С точки зрения политтехнологов, мне кажется, эта рокировка принесет плюсы в первую очередь для председателя правительства Владимира Владимировича. Потому что в целом ситуация в «Единой России» сложилась непростая. Все попытки, прежде всего за счет Народного фронта, за счет привлечения непартийных избирателей, не привели к увеличению рейтинга этой партии. В целом он держится, я думаю, в районе 30-40 процентов. В Удмуртии, наверное, несколько поменьше. В этой ситуации, считаю, очень правильный ход сделал председатель правительства, несколько приподнявшись и оторвавшись от партии. Если раньше его приход на прошлые выборы в 2007 году весь свой рейтинг, практически 70 процентов, перенес на партию «Единая Россия», то в этот раз такого нет. Все же руководить и правительством, и партией - это, как говорится, собирать камушки в свой огород со всех сторон.


Александр СОЛОВЬЁВ, секретарь Политсовета Удмуртского регионального отделения партии «Единая Россия»:


- Уже на протяжении всего этого года мы, члены партии «Единая Россия», ждали, какое на съезде будет предложение. И предложение мы услышали от Медведева о том, что Владимир Владимирович Путин пойдет на Президента Российской Федерации. И, соответственно, вопрос задали Дмитрию Анатольевичу, возглавит ли он партию «Единая Россия». Обе стороны согласились. Я считаю, это большая поддержка работе партии. Получился хороший тандем президента и председателя правительства. И, я думаю, мы сегодня только рады тому, что это произошло.


Владимир БОДРОВ, первый секретарь Удмуртского рескома партии КПРФ:


- То, что произошло на съезде «Единой России», воспринимается в обществе весьма однозначно. Это с моей точки зрения. Однозначность заключается в следующем. «Единая Россия» сегодня не в фаворе. Соответственно, лидер беспартийный «слил» ту организацию, которая не в фаворе, другому лидеру, который, по большому счету, если верить социологическим исследованиям, тоже не в фаворе. То есть вовремя ушел с тонущего корабля. Вот это произошло. Второй момент. Есть своего рода понимание на Западе, что такое демократия. В их понимании, существуют два срока президентства. Отработал их, сказал спасибо своей команде, спасибо своему государству, гражданам – и ушел заниматься своими делами. Такого у нас не происходит. И на нас смотрят в очередной раз как на некую империю, во главе которой стоит дуумвират. Есть недоверие к этим комбинациям как у нас в обществе, так и в обществе на Западе.


Сергей ЩУКИН, председатель Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»:


- Я думаю, что смысл произошедшего надо искать в тех последствиях, которые произойдут в ближайшие месяцы. Но уже совершенно очевидно, что Путин соскочил из списка «Единой России», причем сделал это в самый последний момент. Я думаю, что это будет иметь достаточно существенные последствия для результатов выборов для «партии власти». Второй очень важный момент – это все, что произошло после этого заявления с Кудриным, как с человеком, столько лет отвечавшим в России за финансовую стабильность. Уход Кудрина, на мой взгляд, будет иметь серьезнейшие последствия. То, что произошло, на мой взгляд, не стабилизирует режим. Хотя существует мнение, что нас ждет какой-то застой. Я не думаю, что нас ждет застой, прежде всего ориентируясь на поведение Путина, который покинул список «Единой России» и таким образом не будет нести прямые издержки от изменения рейтинга «Единой России». С другой стороны, Медведев, который уже анонсирован как потенциальный премьер и как возможный руководитель «Единой России», раньше заявлял себя как модернизатор России. Дальше он будет модернизировать «Единую Россию».


Это чревато для «партии власти», и не самыми лучшими последствиями, которых, вероятно, ожидают нынешние партийные функционеры.


Андрей МАРКИН, председатель Удмуртского регионального отделения ЛДПР:


- Те решения, которые были приняты на съезде партии «Единая Россия», были предсказуемы для многих участников политических процессов и в стране, и в том числе в нашей республике. С одной стороны, кто-то может подумать, что это решение ведет к стабильности и предсказуемости тех мероприятий и решений, которые проводит сегодня «партия власти». Но мне бы хотелось сказать, что, с другой стороны, это говорит о том, что мы опять приходим в какую-то эпоху, в какое-то время застоя, когда все предсказуемые решения по поводу назначения лидеров страны, в первую очередь ее руководящих органов, принимаются определенными кругами и мнение народа не учитывается. Хотелось бы, чтобы те выборы, которые нам предстоят, были честными, открытыми. И чтобы мы на общем мнении народа строили те решения, которые будут для нашей страны решающими в ближайшее время. Решения, принятые в «тандеме», я не приветствую не по содержанию, а по форме. Если народ выберет кого-то лидером страны, тогда это понятно. Но если это решают два, пять или десять человек, то это решение не может быть позитивным для всей страны в целом.


Александр МОКШАНОВ, руководитель Удмуртского регионального отделения партии «ЯБЛОКО»:


- На съезде «Единая Россия» сделала свой шаг. Шаг, который говорит о том, что ничего в стране меняться не будет. Были некоторые надежды, разговоры, у кого-то были иллюзии, что Медведев - это какая-то собственная персона. Эти заблуждения, естественно, развеялись. Выяснилось, что Путин и Медведев – это не команда. Это отношения подчиненного и начальника. Так было всегда. Говорят, одна голова хорошо, а две - это герб. Вот у нас не получается на гербе две головы, которые бы в разном направлении смотрели. У нас только одна голова под названием Путин Владимир Владимирович. И были надежды, что если Путин понимает, куда он ведет страну - к мощнейшему кризису, возможно, даже к революционному состоянию, – то он начнет отдавать власть через выборы, через назначения министров. Но этого, видимо, не будет происходить, и «Единая Россия» на 12 лет отняла у России еще один шанс что-то исправить. К большому сожалению, то, что случилось, было ожидаемо. Все, кто хотел верить во что-то лучшее, были разочарованы. И партия «Яблоко» в том числе. Но это не повод сдаваться. Мы идем на выборы, гордо подняв голову, чтобы доказать, что есть альтернативное мнение.


Сергей ЗАБОЛОТСКИЙ, заместитель руководителя Удмуртского регионального отделения партии «Правое дело»:


- В общем-то, ситуация, которая была де-факто, получила свое логическое завершение де-юре. Поэтому удивляться или негодовать было бы смешно. Это только в воспаленных мозгах наших политологов вызревала картина, что у нас будет какая-то состязательная борьба на выборах. Члены тандема не раз говорили, что мы сядем, договоримся и дадим вам нового президента. Собственно говоря, они и дали нам нового президента. Как они считают, за этого президента, Владимира Владимировича Путина, и проголосует страна. А что касается ситуации в стране, то никаких особых перемен, я полагаю, не будет, потому что де-факто руководство страной осуществлял Владимир Владимирович Путин. И во избежание брожения среди чиновников и всяких разговоров они решили, видимо, пораньше объявить. Чтобы все на своих местах работали, занимались своим делом, а не выжидали, кто уже будет новым президентом. То есть теперь есть определенность. Для оппозиционных сил это тоже хорошо, потому что теперь они знают, с кем им надо бороться. Для сторонников Владимира Владимировича это тоже плюс: они получили то, что хотели, они получили ясность. То, что за рубежом несколько недовольны, так Россия всегда не особенно обращала на них внимание. Единственное, что для меня лично удивительно: я полагал, что будет разыграна какая-то более интересная, более изящная комбинация. То, что это так случилось: напрямую, грубо и без выдумки, – это, на мой взгляд, большой минус архитекторам нашей внутренней политики.