С фразами, направленными, очевидно, на создание позитивного имиджа города, явно недоработали: «Ижевск меняется», «Ижевск работает», «Ижевск рулит», «Ижевск побеждает»… Как-то скучновато и не верится. Персонажи проекта разношерстные.


Простые смертные перемешаны с «непростыми»: гендиректор «Белкамнефти», пловец, председатель совета женщин, блогер, физиосестра, администратор «Бурановских бабушек», мастер контактной сети МУП «ИжГЭТ», бизнес-консультант, менеджер по продажам, менеджер по охране труда, мастер в ИжГТУ, заведующая детским садом, тренер по художественной гимнастике… Логика отбора персонажей не считывается. Может, стоит их переставить и тогда будет постигнут смысл? Тех, до кого удалось дозвониться, кое-что всё же объединяет. Предложение поучаствовать в акции поступило к ним по электронной почте или по телефону. После того как кандидаты в «лица города» соглашались, они встречались с фотографом. Это был единственный член команды устроителей акции, которого видели участники. Концепцию акции им не излагали. Денег за фото не брали. Между собой не знакомили.


- Сейчас я точно и не вспомню, от кого именно поступило приглашение, - рассказывает блогер Надежда Ястребова. – По-моему, мне позвонили знакомые знакомых. Сама идея поучаствовать в незаурядной акции мне понравилась. После того как я приняла предложение, ко мне в сжатые сроки подъехал фотограф. Из нескольких кадров мы выбрали самый удачный.


- Вообще мне казалось, что целью данной акции было популяризировать профессию социального работника. Сильно я не вникала в организационные моменты. Детский сад у нас хороший, поэтому я посчитала, что достойна поучаствовать в действии. Когда мне сообщили, что я выбрана, заполнила информационные бланки на защиту персональных данных, - поясняет заведующая детским садом № 253 Надежда Душкина.


- Честно говоря, для меня не имеет большого значения, кем был разработан проект, – говорит администратор «Бурановских бабушек» Мария Толстухина. – При своей большой занятости я даже не успела поинтересоваться, откуда взяли мое фото. А в том, что мне выпал шанс бесплатно пропиариться, ничего плохого не вижу.


Неосведомленность самих героев настораживает и обижает. Вроде как избрали груздем, полезай в кузов и не задавай лишних вопросов. Тот факт, что билборды не несут рекламной нагрузки и участники проекта не вкладывали своих средств в то, чтобы попасть в эпицентр событий, говорит о том, что организаторы претендуют на некую социальную миссию. Суть которой, впрочем, невооруженным взглядом уловить у меня не выходит.


И не только у меня. Народ теряется в догадках:


- Завуалированная реклама водки?


- Дизайнерские предложения по модернизации элементов удмуртского флага?


- На фото люди, которые хотят баллотироваться в депутаты?!


- Директор «Белкамнефти» испытывает нужду в пиаре? И если так, то какой уж тут Ижевск рулит…


«Заказ поступил от Администрации г. Ижевска», - констатирует менеджер РА «Гарант-Реги» Татьяна Ломаева. «Гарант-Реги» - одно из рекламных агентств, предоставившее свои рекламные конструкции для акции «Ижевск меняется». То, что инициатива проведения акции исходит от мэрии, подтвердили в Управлении по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации г. Ижевска. А в информационно-аналитическом управлении муниципального образования «город Ижевск» и в региональном отделении партии «Единая Россия» по одним им известным причинам предложили переговорить по этому поводу напрямую с главным художником города Марией Бутченко.


Предположить то, что идея нынешней якобы социальной рекламы пришла именно ей, можно потому, что она стала автором схожего по стилистике июльского проекта «Ижевск – это я». К сожалению, во время переписки с г-жой Бутченко в социальных сетях попытки проникнуться концепцией креативной затеи успехом не увенчались. После того как я представилась и озвучила свои вопросы, Мария Бутченко, оставаясь в он-лайн, посоветовала обращаться к ней через пресс-службу администрации. Пресс-секретарь главы Администрации г. Ижевска Константин Труфанов по телефону дал понять, что он в курсе подробностей насчет акции, но предложил обратиться за информацией по данному вопросу в конце недели. «Скоро все прояснится, информацию по этому поводу отпустят в СМИ. Ждите», – сообщил он. Глава администрации Денис Агашин отписал в фэйсбуке: «Думаю, что пояснить по этой акции сможет Космин Дмитрий».


Тем временем самые популярные вопросы ижевских блогеров относительно этого проекта: «В чем смысл?», «Кто это придумал?», «Для чего, если в городе дефицит бюджета?» и «Почему моего портрета нет ни на одном билборде?» - повисли в воздухе. Заместитель главы горадминистрации по экономическому и инвестиционному развитию Дмитрий Космин дал интервью газете «Центр». В нем он сообщил, что в реализацию проекта вкладывались не бюджетные деньги, а деньги спонсоров. «Это, если хотите, инициатива людей, их проявление своего неравнодушного отношения к городу, к тому, что в нем происходит», - пишет «Центр». Кто именно эти загадочные спонсоры, г-н Космин не пояснил.


Точные размеры расходов, понесенных спонсорами на реализацию проекта, выяснить пока не удалось. Менеджер «Гарант – Реги», который принимал заказ, сейчас в командировке. Согласно прайс-листам упомянутого агентства типичный билборд, размещенный в среднеходовом месте, стоит 7-10 тысяч рублей в месяц. Минимальное время эксплуатации билборда – один месяц.


Возмущения ижевчан в связи с тем, что их портрета не сыскать ни на одном билборде, понятны. С ответом несколько туманнее. Количество участников около двух десятков. Число билбордов с лицами в разы больше. То есть один и тот же образ продублирован несколько раз. А что еще веселее – улыбается на двух друг за другом идущих билбордах, а то и на обоих оборотах одного щита. Хотя можно было каждый купленный щит заполнить новым лицом. Неужели всего два десятка ижевчан способны работать, привести столицу Удмуртии к победам и переменам к лучшему?


Складывается впечатление, что организаторы набирали участников в спешке и что-то недобрали, не хватило воодушевления или ещё чего-то, чтобы «рассадить» героев города с чувством и с толком. И, наконец, про смысл. Несмотря на то что менеджеры рекламных агентств убеждают, что очередей на наружную рекламу на сей день не зафиксировано, и бизнесмены не жалуются, что захвачены немалые объемы рекламных площадей, вся эта акция напоминает заблаговременную замаскированную под «социалку» предвыборную бронь.


Блогер Надежда Ястребова спрашивает у меня: «А вы не знаете, как долго мы еще будем «висеть»?» Ну что ж. У нас две новости. Ситуация прояснится в конце недели - так обещали чиновники из администрации города. Это хорошая новость. И прояснится она, возможно, в следующем направлении: не пора ли заменить лица на более привычные или на символику какой-нибудь политической партии. Или всё же продлить благородную «социальную» акцию. Если Ижевск так работает и чиновники со спонсорами так сплочены, то народу остается только отдыхать. Если меняют только портреты, то Ижевск не меняется.