С фестиваля в Эстонии театр-студия «Птица» вновь вернулся лауреатом,  но в родной Удмуртии это вряд ли оценят.

Такое отношение к театральному искусству - не просто частный пример слабого финансирования культуры в республике, это отражение культурной политики Удмуртии. Театр-студия «Птица» - лауреат и обладатель Гран-при многих российских и международных театральных фестивалей, проходивших в России, на Украине, в Чехии, Литве и Эстонии. По итогам последней поездки коллектив «Птицы» стал лауреатом международного театрального фестиваля «ЛюбитеЛиВы?». Гран-при фестиваля остался у организаторов: судейская коллегия сочла нужным наградить пять лучших коллективов званиями лауреатов. После выступления в городе Силамме (Эстония), в котором проходило мероприятие, театр «Птица» был приглашен на фестиваль в Ригу и Будапешт. Также ижевский коллектив снова ждут в Вильнюсе, где пару лет назад «Птица» получила гран-при.


Несмотря на все заслуги, что накопились у театра за 23 года его существования, власти Удмуртии упорно делают вид, что его как будто бы не существует. Культурная политика республики подразумевает помощь исключительно государственным театрам. Муниципальные и частные структуры фактически остаются без должного финансирования. Единственным аргументом региональных властей является неподведомственность муниципальных театров министерству культуры Удмуртии. Таким образом, республиканские чиновники полагают, что самодеятельным коллективам они помогать не должны. По мнению Дмитрия Иванова, министра культуры, печати и информации Удмуртии, республика не в силах спонсировать муниципальные и частные театры. «Бюджетные средства строго расписаны, финансирование мы можем обеспечить только государственным учреждения культуры. Эту поддержку мы оказываем регулярно, недавно оркестр театра оперы и балета ездил на международный фестиваль»…


Между тем в некоторых других городах и регионах России такая помощь осуществляется. Возможность финансировать муниципальные театры на федеральные средства формально существует и у нас, но фактически не реализуется. Например, этим летом республика Татарстан организовала для ижевского театра «Птица» гастроли - для театра, который никакого отношения не имеет даже к этой республике. По словам режиссёра театра Светланы Шанской, она бы с радостью гастролировала по своей родной Удмуртии, но власти не дали ей такой возможности, несмотря на то, что она регулярно об этом просит. Министр Дмитрий Иванов заявил, что помощь частным театрам он организовать не может. К ним чиновник причислил и «Птицу», тогда как на самом деле этот театр - муниципальный. По уверениям министра, если бы театр-студия «Птица» заблаговременно обратился к нему с просьбой о помощи, он бы, пожалуй, нашел выход из ситуации. «Мы бы рассмотрели все возможные варианты в их случае, хотя бы советом я бы наверняка помог».


Однако в советах театр «Птица» не нуждается, а за помощью в министерство культуры Удмуртии они обращались неоднократно. На что, как правило, следовал ответ: «Ваш театр не имеет к министерству никакого отношения, вы не наши. Просите помощи у города». И как пример регулярной помощи республики муниципальным театрам приводится глазовский театр «Парафраз»: «Несмотря на наше бессилие в организации помощи от министерства частным и муниципальным театрам, мы всё равно помогаем Глазовскому городскому театру.


С целью выяснить - так ли уж всё хорошо у курируемого из столицы республики «Парафраза», как говорил министр, корреспондент «Д» позвонил в Глазов. На том конце провода ответила заместитель директора театра Елена Мальцева. Она рассказала, что помощь эта совсем не регулярная и не материальная, что им было бы нужнее. «Наш театр существует не на федеральные средства, - сообщила Елена Евгеньевна. - В материальном плане нам министерство никак не помогает. Но вот один раз, когда мы в очередной раз собрались в Ижевск на гастроли, министр лично надавил на Театр кукол. И только после этого они разрешили нам выступать на своей площадке. До этого у нас возникали большие сложности, чтобы приехать выступать в столицу республики. Не давали выступать в Ижевске, ссылаясь на то, что площадки заняты под другие цели. Более всего театр нуждается в финансовой поддержке, но министерство культуры помогает нам только в информационном плане. Сообщает о новых фестивалях, международных и всероссийских, предлагает в них поучаствовать, но только на свои средства, которых у нас не так много. Сейчас мы запланировали театральный проект. Министр культуры обещал его «пролоббировать» и включить в список на гранты от республики. Но это, к сожалению, не означает, что мы получим хоть какую-нибудь сумму на развитие задумки. А если и получим, то, скорее всего, это будет очень небольшая сумма. Я видела общий грантовый бюджет - он очень незначительный, и эти деньги ещё предстоит разделить между всеми театрами, претендующими на него. Хочется верить, что всё не зря и министерство культуры сможет когда-нибудь помогать нам более существенно».


В театре «Парафраз» рассказали, что министерство культуры даже не может наградить их ценными призами за участие курируемых ведомством фестивалях. «Мы регулярно хорошо выступали, очень выгодно смотрелись на фоне других театров на фестивалях республики, но нам никогда не давали денежные призы. Понимаете, им, видимо, важно, чтобы призы достались государственным учреждениям. Иначе получится, что они тратят средства не по целевому назначению. На обсуждении по вручению призов, у нас были знакомые люди: они-то и рассказали, почему мы не смогли получить первое место и денежный приз». Похоже, культурная политика Удмуртии подразумевает поддержку исключительно государственных учреждений.


Режиссёр театра-студии «Птица» Светлана Шанская на этой неделе вновь посетила министерство с просьбой о помощи. Так совпало, что в тот же день корреспондент «Д» беседовал с министром культуры Дмитрием Ивановым по обозначенной проблеме. И вечером того дня министр Иванов принял решение прийти в театр-студию «Птица», чтобы посмотреть, «как вы живёте». Светлана Шанская прокомментировала его реплику следующим образом: «А как мы живём? Всё у нас хорошо, конечно. Театр отремонтировали на собственные средства. Не знаю, собирается ли он нам помогать, но это хотя бы какой-то шаг навстречу».