О том, как ОАО «Удмуртавтотранс» вытесняет с рынка города Сарапула частных перевозчиков, «Д» уже приходилось писать. В этом городе тактика республиканской госкомпании была и остаётся максимально жесткой. «Удмуртавтотранс» ставит свои автобусы на уже действующие и обкатанные маршруты, создавая, таким образом, невыносимые экономические условия для работающих здесь частных перевозчиков. «Пожалуйста, мы не против конкурентов. Но это должна быть конкуренция, а не захват чужого бизнеса. Если это новая компания, то она должна создать свой маршрут, обкатать его. Вот это конкуренция», - высказывали свою позицию сарапульские перевозчики. Однако пользующееся поддержкой властей руководство ОАО «Удмуртавтотранс» не собирается идти по этому пути.

В редакцию «Д» обратился индивидуальный предприниматель Василий Возисов. С 2006 года он занимается перевозками людей из родного села Ува в город Можгу. Это его единственный маршрут. «Сначала большие убытки терпел. Вообще народу не было. Обкатывал его только года два, не меньше. У жены бизнес посадил, пока его наезживал. Жена торговлей занимается. Только-только у меня народ начал идти – и сразу ко мне «Удмуртавтотранс» залез», - рассказывает Василий Возисов.

То, чем занимался Василий, сложно назвать бизнесом: звучит слишком громко. Лучше подходит слово «предпринимательство». Весь автопарк – две пассажирские «ГАЗельки». Работали попеременно с отцом. В день делали три рейса туда и обратно. Однако даже этот маленький семейный бизнес Василия замело под себя ОАО «Удмуртавтотранс». «Примерно в июле мне сообщили, что как будто был тендер и тендер получил «Удмуртавтотранс».

Через некоторое время, буквально через недельку, мне позвонили, сказали, что я должен расторгнуть договор», - вспоминает Василий Возисов. Договор с ОАО «Автовокзалы Удмуртии» об оказании услуг (продажа билетов в кассах автовокзала) Возисов расторгать отказался. По договору «Автовокзалы Удмуртии» обязаны были продавать билеты на его рейсы, по крайней мере, до 31 декабря 2011 года.

В ответ «Автовокзалы Удмуртии» подали иск в Арбитражный суд Удмуртской Республики против Василия Возисова. «В адрес ОАО «Автовокзалы Удмуртии» поступило письмо Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР №01-1-10/2139 от 30.06.2011 г. и выписка из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договоров об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору «Ува – Можга – Селты – Сюмси – Вавож – Кизнер – Грахово - Алнаши». По итогам проведенного конкурса победителем конкурса по лотам 101-106 «Можга - Ува» стало ОАО «Удмуртавтотранс». ИП Возисов В.П. участия в конкурсе не принимал», - говорится в исковом заявлении.

«Естественно, я не принимал участия! Потому что я и знать не знал ни о каких тендерах. Никаких извещений по этому поводу мне не приходило», - возмущается Василий. «Так как маршрут «Ува - Можга» является для ответчика единственным, считаем, что договор №12 от 15.03.2010 г. необходимо расторгнуть», - говорится в исковом заявлении, подписанном младшим братом главы Администрации г. Ижевска Дениса Агашина Максимом Агашиным, гендиректором ОАО «Автовокзалы Удмуртии».

Суда еще не было. Первое заседание должно состояться в пятницу, 9 сентября. Василий Возисов сообщил, что на суде собирается заявить встречный иск и потребовать, чтобы тендер признали незаконным, а маршрут снова закрепили за ним. При этом Василий далеко не единственный перевозчик, оставшийся без работы. «Таких, наверное, много. Только среди моих знакомых двое: Саша Кузнецов, Николай Огородников», – перечисляет предприниматель.

Как удалось выяснить, Александр Кузнецов, житель Можги, организовал маршрут перевозки пассажиров «Можга - Ижевск». Однако теперь этот маршрут после розыгрыша тендера также стал принадлежать «Удмуртавтотрансу». Очевидно, такая же судьба ждет и предпринимателя Николая Огородникова. Николай родился в селе Удугучин. После армии переехал в Уву и теперь занялся предпринимательской деятельностью. Он организовал пассажирскую перевозку от своего родного села Удугучин до Ижевска. Однако и этот маршрут попал в поле зрения «Удмуртавтотранса» и был выставлен на торги. Тендер, как не сложно догадаться, достался ОАО «Удмуртавтотранс». Николай Огородников, правда, пытался принять участие в этом тендере. Но его заявку не приняли. Основания отказа весьма странные. Николаю было заявлено, что предоставленная им справка о водителе (сведения о судимости, нарушениях ПДД и проч.) из ГИБДД недействительна, потому что взята не в центральной ГИБДД, а в местной, увинской (!). При этом все сотрудники ГИБДД пользуются единой базой, и нет никакой разницы, где брать справку. Корреспондент «Д» попытался взять комментарий у Николая Огородникова. Однако тот передал, что никаких комментариев давать не хочет, так как считает, что в любом случае вернуть маршрут ему уже не получится.

Пока частные перевозчики подсчитывают убытки и закрывают маршруты, «Удмуртавтотранс» наращивает капиталы. Судя по ежеквартальным отчетам, компания чувствует себя максимально комфортно. «Риски, связанные с политической ситуацией в стране, в регионе и городе, в котором Эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и осуществляет основную деятельность, отсутствуют. Расстановка сил на современной политической арене носит предсказуемый характер. Это вносит стабильность в политическую ситуацию в стране и регионе, исключает вероятность возникновения социальных взрывов и конфликтов. Прогноз Эмитента в отношении возможного изменения политической ситуации в регионе, в котором Эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и осуществляет основную деятельность: политическая ситуация в стране и регионе не изменится, резкого изменения политического климата в стране и регионе не произойдет», - сообщается в отчете ОАО «Удмуртавтотранс» за II квартал 2011 года. Похоже, в этой транспортной компании работают матёрые политологи.

По сравнению с первым полугодием 2010 года в этом году стоимость чистых активов «Удмуртавтотранса» выросла в 1,7 раза и составила 184,27 млн рублей. Сто процентов акций предприятия принадлежат Удмуртской Республике. В совет директоров входят заместитель министра имущественных отношений Анна Боталова и глава Администрации г. Ижевска Денис Агашин. Последнее несколько проясняет рассуждения о политической стабильности: брат главы администрации Максим Агашин является не только преуспевающим бизнесменом, но одновременно главным партнером своего брата-чиновника по бизнесу. Правда, на этом фоне не очень красиво выглядят рассуждения Дениса Агашина, члена совета директоров компании, претендующей, очевидно, на монополию рынка транспортных перевозок, о необходимости развития малого предпринимательства. Зато рассуждения авторов ежеквартального отчета о политической стабильности в стране вполне логичны. Действительно, пока «политическая ситуация в стране и регионе не изменится», планы по монополизации рынка транспортных перевозок Агашины смогут, видимо, обсуждать исключительно в семейном кругу.