Ижевские таксисты 9 августа громко заявили республиканским властям о том, чем их не устраивает ФЗ «О такси».О надвигающихся переменах в сфере пассажирских перевозок мне ежедневно напоминали уже надоевшие всем SMS, умоляющие адресата немедленно позвонить в указанную службу такси, дабы не упустить крайне выгодное предложение. Некоторые из них, к моему удивлению, предлагали даже работу таксистом.


Поводом для разработки нового федерального закона, прозванного в народе «законом о такси», послужил теракт в аэропорту «Домодедово» в январе текущего года. В тот трагический день, по сообщениям СМИ, московские «бомбилы» цинично пытались заработать, подняв цены за проезд до Москвы в десятки раз. Разработанный по поручению президента России Дмитрия Медведева законопроект был принят Госдумой в рекордные сроки - уже через три месяца.


Если раньше услуги такси дорожали в обнимку с ценами на топливо, то сегодня должны прибавиться ещё несколько причинам для роста цен на пассажирские перевозки. Согласно новым правилам, таксистов обяжут получить специальное разрешение, проходить ежедневный медосмотр, а каждые полгода – технический осмотр автомобиля. Кроме того, водителей заставят оборудовать свои автомобили таксометрами и опознавательными фонарями оранжевого цвета, а кузов машины украсить «шашечками».


Благодаря нововведениям минимальная цена на услуги такси в Ижевске способна вырасти до суммы, эквивалентной 13 литрам бензина. У власти на это одно оправдание: «безопасное» такси лучше дешевого.


Вызванная ужесточением законодательства волна протеста таксистов, прокатившаяся по стране в начале августа, не обошла стороной и столицу Удмуртии. Порядка двухсот водителей, собравшихся 9 августа на Центральной площади, заявили о необходимости скорейшего внесения серьёзных поправок в новый закон. Водители в тот день собрали под обращением к республиканскому Миндортрансу порядка 1200 подписей.


Вроде бы замолвил слово за таксистов и молодой сити-менеджер Ижевска Денис Агашин, правда, уж очень осторожно. «Я не понимаю, почему нельзя было сделать переход на новую систему работы более планомерным, почему просто не дать людям больше времени на это». – написал чиновник в своём блоге в Живом Журнале.


Несмотря на упрямую уверенность в собственной правоте, региональные законодатели всё же пошли на уступки таксистам. Предусмотренный проектом закона «О такси» единый цвет автомобиля стал не обязательным. Хотя ещё в середине августа президент Удмуртии Александр Волков заявил, что ему нравится предложение выкрасить все такси в единый цвет, а в качестве примера привёл Англию, где он, видимо, тоже бывал. «Единый цвет будет удобен людям, а все эти левые любители подзаработать сразу будут видны», - несколько нелогично рассуждал глава региона на одном из августовских аппаратных совещаний. Александр Волков тогда пообещал, что региональные власти найдут золотую середину в процессе обсуждения с участием представителей бизнеса, в том числе местного совета по предпринимательству. «Решение должно быть такое, которое побуждает человека к работе», - заявил г-н Волков. Однако нововведения ничуть не прибавили таксистам желания работать. Скорее наоборот. Некоторые уже серьёзно подумывают уйти из такси. Ходят слухи и о массовых увольнениях таксистов.


Так ли это на самом деле – выяснить сложно. Разговаривать об увольнениях водителей в службах такси отказываются, ссылаясь на возможную утечку информации в пользу их конкурентов. В крупнейших службах такси столицы Удмуртии корреспонденту «Д» рассказали, что на сегодняшний день таксисты продолжают работу в прежнем режиме. На вопрос о том, когда пассажирам следует ждать роста цен, в службах такси единогласно отвечали: «Вот когда начнут выдавать разрешения, тогда и подорожает».


Дата начала выдачи разрешений до сих пор остаётся неизвестной, поскольку ведомство, на плечи которого ляжет обязанность выдачи лицензий, ещё не создано. В республиканском министерстве дорожного транспорта пояснили, что на сегодняшний день документ, определяющий количество чиновников, которые займутся выдачей документов, не согласован с министерством финансов. Пока известна лишь цена разрешения. Для того чтобы её определить, удмуртские чиновники обзвонили соседние регионы. Выяснив, что цены на разрешения колеблются от 500 до 3000 рублей, решили остановиться на одной тысяче. В Москву звонить не стали – там разрешения выдают бесплатно и уже давно.


Еще один вопрос, который предстоит решить местным властям - регистрация автомобиля, находящегося в чужой собственности. Сегодня много водителей не имеют собственного автомобиля, а работают на нём либо по доверенности, либо по договору аренды. Если региональные власти не примут такую поправку, то водители, не имеющие в собственности автомобиля, не смогут получить разрешение, а значит останутся без работы. Таксисты уверены, что разрешения необходимо выдавать на водителя, а не на транспортное средство. «Хороший водитель на любом автомобиле останется хорошим, - заявил в ходе телефонного разговора один из знакомых таксистов, - да и дорожно-транспортные происшествия происходят, в основном, по вине водителя, а не машины». Здесь есть ещё одна серьёзная проблема, связанная с лицензированием автомобиля. В случае поломки таксисту придётся ждать восстановления автомобиля, на которое выдано разрешение. «Мне что теперь, без хлеба сидеть, если машина вдруг сломается или попадёт в аварию», - сетовал таксист с 10-летним стажем. На вопрос, касающийся дальнейших планов, он ответил: «Буду ездить, как раньше. Штрафы же пока ещё не придумали. А там видно будет».


По словам водителей, закон на сегодняшний день крайне сырой и непродуманный. В новом законе не сложно найти с десяток лазеек, чем, скорее всего, и воспользуются нелегальные перевозчики. Никто из сотрудников служб такси, с кем мне пришлось разговаривать, не верит в то, что новый закон очистит страну от таксистов-нелегалов. Как впрочем, не верят и самой власти. «Борются не с «бомбилами», борьбу ведут с легальными перевозчиками», - откровенно заявил один из директоров такси, и добавил: «Понимаете, если есть закон, значит это кому-нибудь выгодно».


Во всей этой законодательной неразберихе ясно одно: такси перестанет быть доступным транспортом для широких слоёв населения. Цены поднимут все. Кто-то для того, чтобы покрыть расходы на оформление документов и оборудование автомобиля, кто-то - чтобы оправдать риски. В результате пострадают только пассажиры, а те, кто «у руля» – в очередной раз обогатятся.