Идея, однако, оказалась провальной. Карты, за редким исключением спросом не пользовались, не раскупались. Со временем ситуация изменилась. Сегодня в Ижевске больше трех десятков заведений, где можно отвайфаиться. В основном это торгово-развлекательные комплексы, кафе, рестораны, гостиницы, офисы крупных предприятий. Лично проверила в выходные автовокзал – сеть безупречно ловится и не тормозит. В ТРК «Петровский» удалось выйти в сеть в кафешке на третьем этаже.


Точки Wi-Fi привлекают посетителей разных категорий. Во-первых, людей деловых, которые привыкли обедать в элитных местах. Во-вторых, подростков и халявщков, заказывающих по одному коктейлю за визит и тянущих его часами, из-за чего на них косо посматривают официанты.


В скором будущем в Ижевске бесплатный Wi-Fi размножится до немыслимых пределов, прогнозируют операторы связи. Нынешняя индустрия развлечений и общепита заставляет каждую компанию расширять качество услуги, стараясь привлечь как можно больше новых клиентов и поддержать community – уже завоеванных. Бесплатная услуга беспроводного доступа в Интернет отчасти сопутствует этой цели. Собственники бизнес-центров, ночных клубов, транспортных узлов включаются в проект для повышения качества сервиса своей фирмы.


Организовать новую публичную точку доступа для провайдера не составляет значительных затрат. Владельцы заведений также, выкладывая на начальном этапе грошовую сумму, умножают, таким образом, поток своих посетителей. Механизм сделки прост. Собственник помещения покупает точку доступа и регистрирует ее в управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. После он приобретает у оператора связи роутер (цена около 1350 рублей), оплачивает разовое подключение. С монтажными работами дела обстоят сложнее. Они практически ничего не стоят, если в округе заведения уже протянуты оптоволоконные кабели. Тогда «дотянуть» провод до заказчика не будет стоить больших денег. Если же приходится тянуть кабель клиенту, территориально отдаленному от «благ цивилизации», сумма может и накрутиться.


Провайдер в последующем самостоятельно снабжает заведение Wi-Fi-ем и занимается обслуживанием оборудования взамен на право распространения в заведении своей рекламы – недорогой, ненавязчивой и «приятной» для глаза народа. Компания Mark, к примеру, распространяет в подключенных ресторанах листовки или накладывает на персонал обязанность информировать посетителей о наличии бесплатного доступа в Интернет.


- Реклама с лихвой окупает все расходы, - констатирует руководитель корпоративного отдела компании «Mark» Юрий Базаркин. - Взаимовыгодность сотрудничества между владельцем бизнеса и поставщиком бесплатного интернета очевидна.


Сотовый оператор Beeline установил свой имиджевый штендер в кинотеатре.


- Количество клиентов, воспользовавшихся данной услугой, оценить сложно, но динамика роста «беспроводных клиентов», безусловно, положительная, а трафик измеряется гигабайтами, - рассказывает специалист по рекламе и связям с общественностью ООО «Ижсвязьинвест» Анна Коновалова.


Для гостей досуговых заведений услуга бесплатная. Пользователю нужно включить адаптер на своем ноутбуке, нетбуке, гаджете, телефоне, поддерживающем стандарт беспроводного доступа, установить связь с точкой доступа, запустить браузер. Ключ доступа к Wi-Fi – свободный: никаких паролей и кодов вводить не требуется. Таким образом, использование Wi-Fi посетителями никем не контролируется. Единственное, что коммуникационные компании иногда накладывают ограничения на скорость и объем скачивания, на время, проведенное в сети, на протокольный пакет. Зачастую Wi-Fi можно беспрепятственно ловить на улице рядом с таким заведением.


- Несколько раз видел, как на скамеечке перед нашим Кофе 7 сидели люди с ноутбуками, - рассказывает управляющий Welcome Group в Ижевске Максим Коновалов. Иногда неопытные пользователи настраивают свои домашние роутеры, не шифруя их. На такой точке можно прилично паразитировать, правда, никакой стабильности такой способ не гарантирует. Связь часто сбивается.


С владельцами бизнеса все ясно. Между тем насколько быстро бесплатный Wi-Fi охватит открытые публичные площадки в столице Удмуртии, предсказать пока сложно. Первый в списке ижевских хот-спотов на открытом воздухе, оснащенных вай-фаем, – площадь перед Вечным огнем. Проект был запущен 1 сентября компанией «ЭР-Телеком». Сегодня площадка пользуется большим спросом у обитателей студенческого городка Удмуртского государственного университета – благо это совсем рядом.