Председатель РЭК УР Андрей Сивцов между населением и УКСом выбирает монополиста.Суть дела такова. Стоимость услуг по теплоснабжению и ГВС у нас в стране регулируется государством. Например, РЭК Удмуртской Республики утвердила на 2011 год потребителям Ижевска тариф на тепловую энергию 943,60 руб. за Гкал (Постановление от 25.11.2010 г. №15/13) и на горячую воду - 56,27 руб. за куб. м (Постановление от 25.11.2010 г. №15/14). При этом в постановлениях РЭК говорится, что сумма утвержденных тарифов не включает в себя НДС. В результате ООО «УКС» добавляло к сумме оплаты за тепло и горячу воду 18 процентов НДС и выставляло счета в таком виде управляющим компаниям (УК) и ТСЖ.


Управляющие организации, которые в данном случае выступают лишь как операторы прохождения платежа (посредники), в свою очередь, предъявляли эти суммы жителям, домами которых они управляют. Стоимость одной гигакалории при этом возрастает до 1113,45 руб. вместо 943,60 руб.


Арбитраж сказал


Однако 22 февраля 2011 года Президиум Высшего Арбитражного суда РФ принял Постановление №12552/20, согласно которому при расчетах с исполнителем коммунальных услуг должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами. Другими словами, неважно, утверждался государственными органами тариф с учетом НДС или без него, вот та сумма, которая стоит в постановлениях РЭК, и должна фигурировать в платежных документах по всей цепочке производителей, поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов.


Указанное постановление Президиума ВАС РФ было посвящено услугам ХВС и водоотведения, однако по аналогии сделанные в нем выводы стали применяться в судебной практике и по другим видам коммунальных услуг. Не секрет, что одной из самых конфликтных сфер в этом плане является поставка теплоэнергии: завышенные претензии поставщиков-монополистов к УК по объемам предоставленных услуг исчисляются в десятки, а то и сотни миллионов рублей. В результате УК, которые судились с поставщиками, стали добиваться снижения сумм предъявляемых претензий, опираясь теперь и на принцип незаконности сбора НДС.


Например, в одном из устоявших решений Арбитражного суда по искам монополиста к одной из архангельских управляющих компаний говорится, что расчёт суммы задолженности за тепловую энергию, установленный для ресурсоснабжающей организации, увеличенный на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства №307).


Полмиллиарда в год


Каждый сам может заглянуть в свои платежки и посмотреть, какие суммы он платит за отопление в течение года. Например, стоимость отопления стандартной трехкомнатной квартиры площадью в 60 кв. метров в построенном 30 лет назад кирпичном пятиэтажном доме обходится, согласно платежкам ГЖУ, в 2011 году в сумму 1074 руб. в месяц, а ГВС в 240 руб. на одного человека. Таким образом, обычная ижевская семья из двух человек платит за такую квартиру ООО «УКС» около 1550 руб. в месяц или почти 19 000 руб. в год. Сумма переплаты по НДС составит в этом случае около 3400 руб. в год, а за три с половиной года аренды теплосетей ООО «УКС» почти 12 тысяч рублей.


Можно представить себе и общую сумму переплаченных средств по Ижевску. Если исходить из того, что объем платежей за теплоэнергию и ГВС сегодня составляет по городу около 3 млрд руб., то сумма «неосновательного обогащения», если пользоваться юридическими терминами, составит более полумиллиарда рублей в год.


Конечно, если бы РЭК УР включила НДС в стоимость тарифа, то никаких проблем бы на этот счет у ООО «УКС» сегодня не возникло. Но РЭК не включила НДС в тариф. И сегодня это должны быть проблемы взаимоотношений ООО «УКС» и РЖК, но никак не граждан-собственников жилья, которым НДС к оплате предъявлялся незаконно.


Задним числом


Однако что сегодня в этой ситуации делает РЭК Удмуртии? 28 июля 2011 г. она издает Постановление №9/17, которое задним числом (!) пересматривает для населения тариф, включая в него сумму НДС.


В постановлении всего два пункта.


Пункт первый: «Изложить приложение к постановлению Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25 ноября 2010 года N 15/13 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" (г. Ижевск, г. Сарапул)" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению». А в приложении уже фигурирует новая величина тарифа - 1113,45 руб./Гкал (с учетом НДС) для жителей Ижевска и 1364,08 руб./Гкал (с учетом НДС) для жителей Сарапула.


Пункт второй: «Распространить действие настоящего постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года».


Особый цинизм принятому решению придает тот факт, что изменение коснулось лишь граждан, которых выделили в отдельную категорию потребителей - «население». То есть, видимо, РЭК исходит из того, что организации (предприятия, учреждения), имеющие часто свои юридические службы, на кривой кобыле не объедешь и предъявление им необоснованных претензий по оплате НДС все равно бессмысленно. А вот население, к которому у нас «слуги государства» привыкли относиться как к не знающему своих прав быдлу, пусть платит.


Обратной силы не имеет


Между тем Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (часть 2 статьи 10) гласит: «Срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации».


То есть, установив в ноябре прошлого года тариф на 2011 год, РЭК УР не имеет права пересматривать их в течение финансового года.


Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ, «законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования».


Следовательно, июльское постановление РЭК УР не имеет и обратной силы. Более того, в «Правилах государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. №109) в пункте 25 четко говорится: «Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет».


Таким образом, можно сделать вывод, что июльское постановление РЭК Удмуртии, изданное в интересах ООО «УКС», незаконно.


В связи с этим, на основании федерального законодательства о Прокуратуре РФ, обращаю внимание прокурора Удмуртской Республики Панова С.В. на изложенные выше факты и прошу принять меры прокурорского реагирования.