На выступлении «Барто» на митинге против вырубки химкинского леса (организатор - Артемий Троицкий)Наше общество - огромный пазл, состоящий из множества больших и малых частиц. Одна из этих частиц - культурная составляющая нашей жизни. Раздробим эту частицу дальше и вычленим из нее еще одну часть – Ее Величество Музыку. Но музыку не как таковую, потому что есть, например, фолк и классика - суть выживший и доживший до наших дней «свидетель» становления и развития определенных культурно-этнических групп. Сегодня эта «музыка» несет на себе ярлык «культурного наследия» и является «законсервированной», её, как нафталиновые куклы, вытаскивают наружу лишь на школьных утренниках да «вечерах культуры», чтобы хоть как-то ухватиться за то былое величие, от которого остались лишь бутафорские кокошники.


Современные же жанры вполне выполняют ту функцию, которая и ложится на культурные элементы, – отражение состояния того общества, той социальной системы, из которой это музыкальное творчество и выходит. Оно с этим социумом связано неразрывно, так как создателями этого «культурного продукта» члены этого социума и являются. Так что можно с уверенностью ставить знак равенства между неким усредненным обывателем и тем культурным контентом, который его окружает.


Исключения составляют узкие группы фриков-«энтузиастов», играющих для себя. Как, например, субкультура российских «антифашистов», являющих собой слепую кальку западного движения, совершенно оторванного от современных российских реалий, и представляющих интерес лишь для самих себя. Их вес в общей картине предельно мал. Деятельность же их обычно не заходит дальше посиделок «у друзей» в квартирах «спальных» районов, когда мама уходит в ночную смену.


Роль в сближении слушателя и исполнителя сыграли такие вещи, как упрощение музыкального материала, отказ и уход от сложных консервативных конструкций и возросшая доступность самих музыкальных инструментов. Если еще в начале XX века было сложно помыслить о чем-нибудь, кроме политически и социально нейтральных симфоний, пьес и серенад, написание и исполнение которых требовало как нетривиальных способностей, так и длительного обучения, то уже к середине века доминирующей силой стали музыканты-любители. Появлялись первые попытки переложить на музыку и тексты те мысли и чувства, которые возникали в голове обыкновенного человека. Возникали как реакция на происходящие вокруг него события, непосредственно его затрагивающие. И эти возникающие мысли и чувства далеко не всегда были лишь о вечном, а могли касаться тех вещей, которые происходили «здесь и сейчас». Самым ярким и в прямом смысле громким явлением здесь стал рок-н-ролл, к концу 60-х ставший настоящим рупором накопившегося общественного недовольства.


Музыка, получившая название «популярной», и рок-музыка вошли с обществом в гораздо более тесное взаимодействие, чем ранее. Музыкальное творчество становилось все менее консервативным и «классическим» искусством «ради искусства», преследовавшим в первую очередь эстетические цели, и превращалось во все более и более «прикладной» инструмент. Становясь в итоге «зеркалом» происходящих событий.


Итак, если между царящими в обществе тенденциями и музыкальными «настроениями» можно провести связь, то получается, что на основе царящих музыкальных «настроений» и тенденций можно диагностировать и оценивать и само общество.


Давайте рассмотрим знаменитые «лихие 90-е» и, кои нам еще лишь предстоит осмыслить, «нулевые». Я предпочитаю называть прошедшую декаду временем «путинской России».


Приближенные ко двору политтехнологи навязчиво проводят границу между эпохой Ельцина и подзатянувшейся эпохой Путина. И это не так сложно. Потому что это действительно разные вехи. Подозрительно выглядят попытки очернить 90-е на фоне «нулевых». И отбелить «нулевые» на фоне 90-х. И это не сложно. Что помнит тот самый среднестатистический обыватель о 90-х? Он помнит разруху. И что ему запомнилось в «нулевых»? Хоть какое-то подобие стабильности. Хоть ключевым в последнем словосочетании и является слово «подобие». Но что отделяет от обывателя человека, имеющего смелость называть себя музыкантом? Его выделяет как раз то, что, будучи плоть от плоти народа, частью которого он является, среди прочего гула и фона он первым начинает слышать все возрастающий «шепот эпохи». И, почувствовав его, начинает о нем говорить. Такие вот «пассионарии от искусства».


Кадр из клипа ижевских рэперов RSP «В твоих глазах» Так о каком же «шепоте эпохи» пели в90-е? При всем внешнем и внутреннем разброде и шатании «переходного периода» в культурной среде того времени не было каких-то откровенно «оппозиционных» коллективов, исполнителей, творческих групп. Да, был Шевчук (ДДТ). Но его извечно философские песни были обращены, прежде всего, внутрь человека, внутрь слушателя. Песни сочинялись как попытка понять, что произошло и что делать дальше. Активно писал и гастролировал Летов («Гражданская Оборона», «Егор и опизд…вшие»). Все более узнаваемым становился Олег «Черепах» (АЗЪ). Но «протест» последних был протестом не против кого-то конкретно. А против общей системы и гипотетического государства в целом. И был востребован в основном лишь среди «неоперившейся» молодежи, которой, в общем-то, всегда все равно против кого и чего протестовать. То, что принято называть русским роком, было самой обыкновенной музыкой, эксплуатирующей вполне «безопасные» темы. Даже заложенный некий посыл «размазывался» по тексту, становясь в конечном итоге абсолютно абстрактным и «отвязанным» от какой-то конкретики («Земфира», «ЧиЖ», «Алиса» и пр.).


Теперь, на время оставив «темное и мрачное» последнее десятилетие XX века, под руку с «посланником Божьим», как уже успел окрестить своего «хозяина» первый заместитель руководителя Администрации Президента России, перенесемся во времена «сытой стабильности», коими и рисуют нам последние 10 лет.


Редкое единодушие проявилось в среде тех, кто сегодня занимается музыкой не «за зарплату». Одна за другой стали появляться на сцене группы, открыто заявляющие о своей гражданской и откровенно оппозиционной позиции (гр. «Последние танки в Париже», альбом «Гексоген», 2001 г.).


Многие, уже «сделавшие себе имя» на вполне нейтральных музыкальных композициях, начинают обращаться в своих песнях к теме политики все чаще (гр. «Наив», песни «Что нам делать?», «Иллюзия свободы», 2006 г., гр. «Психея», песня «Убей мента», 2007 г., гр. «7000$», песня «Нужное подчеркнуть», 2011 г.). Даже с самого дебюта использующие в своей лирике откровенно сатирические ноты «Барто» доходят к своему третьему диску до песен, за которые Марию Любичеву (вокалистка гр. «Барто») вызывают в отдел «Э» (гр. «Барто», песня «Готов», 2010 г.).


А одним из публичных лиц так называемой «несистемной» оппозиции становится Артемий Троицкий - человек, всю жизнь занимающийся музыкальной критикой. Самым, казалось бы, политически нейтральным занятием.


Отечественная рэп-сцена вспоминает о том, что они не американские негры, бросает читать глупости про гетто и ганжду (группы «Грот», «25/17»). Дальше происходит, казалось бы, совершенно невероятное. В стране, «победившей фашизм», набирают силу откровенно правые, не стесняющиеся заявлять, что их деды умирали не за то, чтобы сегодня наши налоги в качестве контрибуций уходили на «гордый Кавказ», а «наместником при царьке» был человек, открыто говоривший, что «первого русского он зарезал в 16 лет». Музыкальная сцена откликается моментально (группы «Бухенвальд Флава», «Регби 14», You Must Murder). В принципе, что касается всплеска националистических настроений, то тут даже необязательно смотреть на поющих об этом музыкантов. Любой студент факультета истории и политологии скажет вам, что появление «коричневых» - один из самых главных маркеров запущенного политического кризиса.


В завершение, чтобы уже каждому стало ясно, какова истинная ценность набившей оскомину «стабильности», я бы хотел привести одну короткую выдержку. И после этого решайте сами, чего она стоит. И были ли на самом деле эти 10 лет такими, какими нам навязчиво предлагают их запомнить.



Нам говорят, что кругом враги,

Россия-матушка, дороги и дураки

Олигархи, бандиты, чиновники,

И рыбы больше не поймать в устье Москвы-реки


Нам говорят - Вперёд. И шаг ещё шире

Мы супердержава в неоднополярном мире

Новости зомбируют и я записываю фразы

Руки прочь от Багдада, руки прочь от Газы


Это просто жизни и это просто люди

Которым надоела эта несправедливость

В этой истории надо дойти до сути

Госпожа Фемида, проявите свою милость


Где свободная пресса? Где журналисты?

Где точка зрения, которая неофициальна?

Они судят малолетних фашистов,

А наши власти, конечно, чисты кристально


Dino MC 47 – «Нам говорят», 2010