Статистика была озвучена тогда и правда удручающая. По данным налоговой службы, в 2007 году в республике зарегистрировали свою деятельность 153 юридических лица из других регионов, а 176 перерегистрировались за пределами республики. В 2008 году «прибыло» в Удмуртию 267 предприятий, а «выбыло» уже 439. В 2009 году этот разрыв достиг двукратного размера: прибыло 269 юрлица, а количество «беглецов» возросло до 584-х. В результате консолидированный бюджет Удмуртской Республики в 2008 году недосчитался 16,7 млн руб. налоговых поступлений, а в 2009-м – уже 226,5 млн руб.


Противоречивые заявления о том, как следует возвращать «сбежавшие» предприятия, были сделаны президентом республики Александром Волковым. В апреле прошлого года он призвал бороться с этим явлением еще большим «завинчиванием гаек», потребовав от налоговых служб «плотно поработать с так называемыми предприятиями-мигрантами, перерегистрировавшимися за пределами республики». «Мы создаём все условия для работников этих предприятий, их семей: строим школы, больницы, другие объекты социальной сферы, а налоги они платят «дяде», - заявил тогда глава республики. В тон ему высказался вице-премьер Удмуртии по экономике Валерий Богатырев, предложивший муниципалитетам разработать «план действий для того, чтобы такому предприятию было неуютно работать и жить в вашем районе».


Понятно, что подобные заявления – это не совсем то, что хотели бы услышать от руководства региона предприниматели, и совсем не то, что могло бы повысить инвестиционную привлекательность республики. Уже в августе того же года на очередном совещании президент Волков призвал Министерство экономики и Министерство финансов республики быть более гибкими. «Если малый и средний бизнес чувствует себя в Удмуртии не очень комфортно, нужно менять законодательство, предоставлять им льготы и преференции», - заявил он.


С тех пор прошел год. Неформальный опрос среди знакомых предпринимателей показал, что каких-то серьезных положительных изменений за этот период не произошло и что процесс «юридического ухода» удмуртских предприятий в соседние регионы продолжается. В то же время никаких официальных данных на этот счет с апреля прошлого года в публичном пространстве, как ни странно, не появилось.


На официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы по УР, где довольно плотно освещается деятельность ведомства, информация о предприятиях-«мигрантах» отсутствует. Ни словом не упомянута эта тема в опубликованных отчетах по итогам работы управления за 2010-й и первое полугодие 2011 года.


Мои попытки получить сведения у пресс-службы УФНС по УР привели лишь к частичному успеху. Сотрудница пресс-службы в ответ на мое обращение запросила и даже, по ее словам, получила в соответствующем отделе информацию за 2010 год (за первое полугодие 2011 года, как оказалось, данные еще не обобщены). Однако на стадии согласования предоставляемой информации с руководством у сотрудницы, похоже, возникли затруднения, и на момент подготовки сдачи данной статьи в печать запрошенные нами сведения предоставлены так и не были.


«Заговор молчания» вокруг темы предприятий-мигрантов, видимо, распространяется и на действия правительства Удмуртии. Во всяком случае на сайтах Минэкономики и Минфина эта тема отсутствует. В пресс-релизе о результатах работы Министерства экономики УР среди основных направлений деятельности за 6 месяцев 2011 года проблема «налоговой эмиграции» предприятий не упоминается. Создается впечатление, что правительственные структуры Удмуртии, отвечающие за экономическую политику, то ли просто «забили» на эту проблему, то ли бессильны что-либо предпринять и не хотят снова публично обсуждать «больную» для себя тему.


Правда, некоторые косвенные данные можно все-таки найти в докладе недавно назначенного главы управления Юрия Горюнова. «По контрольной работе по итогам первых шести месяцев текущего года, - сообщил Юрий Горюнов, - общая сумма дополнительно начисленных платежей составила более 2 млрд рублей, при этом из вступивших в силу решений фактически взыскано в бюджет 42%».


«Дополнительно начисленные платежи» - это как раз финансовые претензии налоговиков к предприятиям в связи с неуплаченными, по их мнению, налогами. Можно предположить, что при сохранении той же ретивости в работе общая сумма дополнительных налоговых претензий в 2011 году составит порядка 4 млрд руб. Для сравнения: в докризисном 2008 году, после которого предприятия «побежали» из Удмуртии, налоговиками по результатам проверок было дополнительно начислено 3,1 млрд руб. (в 2009 году – уже 3,7 млрд руб.). То есть показатели дополнительного налогового давления с учетом инфляции примерно те же или даже несколько больше.


Одним из основных механизмов, которые активно используют налоговики Удмуртии, по словам одного из моих собеседников-предпринимателей, пожелавшего остаться неизвестным, является прописанная в федеральном законодательстве «презумпция налоговой виновности» хозяйствующих субъектов. «Если в ходе проверки налоговый орган выявит сделку, по которой компания, мой контрагент, не заплатила по каким-либо НДС, то чуть ли не автоматически считается, что здесь имеет место схема ухода от уплаты налогов. Неуплаченные контрагентом налоги в этом случае зачисляют в доход моего предприятия и начисляют нам на эту сумму налоги, - говорит директор компании. – Мы можем доказывать в суде, что мы не виноваты, но в 70-80 процентах случаев наши суды встают на сторону налоговой службы». Кроме того, сама судебная защита влетает в копеечку, минимальная сумма оплаты услуг юриста по одному такому делу – 50 тысяч рублей. «Мы-то платим свои средства на юридическую защиту, а чиновники - казенные, - отмечает собеседник.


– А если компания в течение шести месяцев не погасит возникшую задолженность, то может быть заведено и уголовное дело об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Кому хочется постоянно жить с таким стрессом? Вот люди и уходят в те регионы, где налоговые службы ведут себя более сдержанно».


По словам предпринимателя, возможно, несколько сгущающего краски, сегодня налоговая Чайковского – ближайшего к Удмуртии города Пермской области - «переполнена» заявлениями о регистрации предприятий-беженцев из нашей республики. «Оффшорами» стали и оба других соседних с Удмуртией региона – Татарстан и даже Кировская область, где после назначения губернатором Никиты Белых, тоже отмечена определенная либерализация. «В Зуевке Кировской области сейчас народ активно регистрируется», - сказал собеседник.


Константин Николаев, директор ООО «ЭЛМИ», еще год назад в комментарии журналу «Свое дело» изложил свое видение причин особой жесткости удмуртских налоговиков. По его мнению, они исходят из «исторически сложившихся в регионе экономических показателей, которые сложились на основе крупнейших предприятий оборонного комплекса, у которых когда-то были огромные рентабельности и вследствие этого – огромные налоговые платежи». «Сегодня эти показатели неактуальны и тем более неприменимы к малому и среднему бизнесу, тем не менее региональное налоговое руководство считает, что если показатели выставлены и они отслеживаются, то ронять их нельзя, - утверждает Константин Николаев. - Вследствие этого у нас, например, показатель удельного веса налоговых вычетов по НДС не должен превышать 87%, а в Татарстане – 99%.


Вот и причина ухода предприятий. Для чего держать штат сотрудников, которые должны каждый день оправдываться, идеально вести все бумаги и при этом все равно быть виноватыми, когда можно просто убрать главный офис куда-то, где тебя не будут каждый день проверять?»


В то же время некоторые собеседники отмечают, что ужесточение налоговой политики в республике произошло во время руководства УФНС по УР Александра Путина. После ухода г-на Путина налоговые органы Удмуртии руководились, что называется, «и.о.», и лишь месяц назад, 19 июля, был назначен новый руководитель управления Юрий Горюнов. Новый начальник, правда, уже успел подтвердить приверженность прежним ориентирам. «По оценке эффективности за I квартал 2011 года наше управление занимает 9 место в рейтинге среди 100 управлений и межрегиональных инспекций, среди субъектов ПФО – 5 место, - сообщил он в своем докладе. - На мой взгляд, это дополнительная ответственность по удержанию достаточно высоких результатов и обеспечению положительных тенденций в будущем».


Собственно, сложно ожидать от представителя налоговой службы иного подхода: координация налоговой политики с интересами экономики региона - это сфера, прежде всего, руководства субъекта РФ. Другое дело, что формальных рычагов влияния на федеральное ведомство региональные власти по закону не имеют, но, как отмечает большинство экспертов, от позиции регионального руководство зависит многое. О чем, собственно, свидетельствует опыт Татарстана, Кировской области и Пермского края.