Двум свежеаттестованным полицейским ДПС без труда удалось «победить» сына и мать, ехавших по семейным делам в Ленинском районе Ижевска. Попросив дать ему двадцать минут на то, чтобы съездить на такси за правами, задержанный водитель был согласен составить протокол на административный штраф, но сотрудники ГИБДД решили иначе: машину – на штрафстоянку, водителя – в наручники, маму – заодно с сыном в районное отделение. Крики, толчки, ругань, женщине стало плохо. Десяток людей в погонах и медиков скорой помощи на несколько часов нашли себе дело.

Разбираясь с обстоятельствами этого дорожного инцидента, корреспондент «Д» выяснил, что сотрудник ОАО «Удмуртнефть» Алексей Ушаков уже не впервые конфликтует с инспекторами УГИБДД по Удмуртии. Если он не согласен с их претензиями на дороге, то всегда начинает «качать права», рассылает жалобы руководству дорожной полиции и в надзорные органы. Своей неприязни к гибэдэдэшникам молодой человек не скрывает, и, похоже, сотрудники полиции отвечают ему взаимностью: Алексей считает, что после одного из таких конфликтов конкретный экипаж ДПС открыл за ним «охоту», не упуская случая при встрече тормознуть автомобиль со знакомым номером. Но это отдельная история.

В субботу, 30 июля, когда Алексея остановили у Южной автостанции и выяснилось, что у него нет при себе водительских прав, он на всякий случай сразу достал мобильный телефон и начал видеосъемку. Судя по предоставленным им файлам с записью, сотрудники ДПС сначала немного напряглись и на камеру первое время старались общаться с водителем корректно. Алексей Ушаков предложил конструктивное, на его взгляд, решение: сотрудники полиции выписывают ему штраф за управление транспортным средством без водительского удостоверения, а его мама Наталья Васильевна тем временем на такси съездит за правами сына домой. После чего недоразумение, по мнению Алексея, можно было бы считать исчерпанным. «Ну, давайте, - отреагировал инспектор Виктор Соболев. – Сколько времени вам предоставить?» «Мне достаточно двадцать пять минут», - ответил водитель. «А я вам не предоставляю время согласно кодексу», - объявил патрульный. В это время, по словам Ушакова, инспекторы уже вызвали эвакуатор. Алексей сел в свою машину и достал ключи из замка зажигания. Это и спровоцировало дальнейший скандал.

«Ключи дай сюда!» - звучит на записи голос, принадлежащий одному из инспекторов. «Это моя собственность», - стоял на своем водитель. Тут на помощь товарищу подоспел второй член экипажа ДПС. «Наручники давай, двух понятых останови сразу», - распорядился пришедший на подмогу инспектор. После минутной перепалки Ушакова, по его словам и судя по обрывкам записи, выдернули из машины, заломили руки и прижали к багажнику. Пока один из сотрудников ДПС застегивал наручники, второй удерживал 53-летнюю Наталью Ушакову, пытавшуюся вступиться за сына. Алексея посадили в патрульный автомобиль. Чтобы доставить в отделение и Наталью Владимировну, вскоре на место инцидента прибыло подкрепление.
 
Итак, на месте банального по началу происшествия работало уже два экипажа ДПС. «Я просидел в машине около 25 минут, - рассказал Алексей Ушаков корреспонденту «Д». – На улице инспекторы составляли протокол. Один из них подходит ко мне, говорит: «Будешь протокол подписывать?» Товарищ инспектор, говорю я, у меня руки за спиной в наручниках.

Он мне: «Так будешь или нет?» Так руки же в наручниках! И так раза три. Он напарнику кричит: «Нет, он не будет подписывать». По словам Алексея, этот протокол об административном правонарушении, по какой бы статье он не был составлен, ему так и не показали. Ни в день задержания, ни впоследствии.

«Моя мама почувствовала себя плохо, у нее резко поднялось давление, - продолжает Алексей Ушаков. – Обо всем этом она сказала господам полицейским, а они в ответ грубо схватили ее за руки и затолкали в служебный автомобиль, говоря при этом, чтобы она «не придуривалась». По пути в ОВД Ленинского района Ижевска до Натальи Ушаковой дозвонился муж, успевший к этому времени попасть на прием к дежурному прокурору, и попросил передать трубку инспекторам. «Не надо нас прокурором пугать», - последовала реакция. Но, видимо, позже состояние задержанной женщины сотрудников ДПС все-таки «напугало» - когда Наталью Васильевну доставили в районный ОВД, рядом вскоре оказались медики скорой помощи. С диагнозом «гипертонический криз» ее госпитализировали, и следующие несколько дней она провела на больничном.

В отношении Алексея Ушакова в ОВД составили протоколы о нарушении правил дорожного движения. Получив документы на подпись, Алексей вписал свои возражения и, кроме того, поставил росчерк в незаполненных графах «свидетели (понятые)». «Так этот Соболев прямо позеленел, говорит: «еще раз так попробуешь – я из тебя девочку сделаю», - передаёт водитель впечатления от увиденного и услышанного в здании районного отделения полиции. По его мнению, в «обезьяннике» сотрудники полиции вели себя гораздо более уверенно и развязно, чем на дороге среди бела дня. И их манеру общения Алексей счел для себя оскорбительной.

Обращения Алексея Ушакова с жалобой на превышение должностных полномочий сотрудников полиции в следственный комитет, прокуратуру Удмуртии, Управление собственной безопасности МВД по УР и к начальнику УГИБДД по УР Альберту Галимову пока не дали никакого эффекта. В понедельник, 15 августа, в СК по УР корреспонденту «Д», проверявшему полученные сведения, сообщили, что действия сотрудников ДПС признаны полностью законными и в возбуждении уголовного дела заявителю отказано. В тот же день сотрудник УСБ МВД по Удмуртии пообещал завершить проверку к концу этой недели, но заявил, что не имеет права разглашать ее текущие результаты в СМИ.

Пятиминутка законности

Даже если оставить в стороне возможные оскорбления и грубость, о которых известно только со слов Алексея и Натальи Ушаковых, законность действий сотрудников ДПС сомнительна. Кодекс об административных правонарушениях действительно предусматривает принудительную эвакуацию транспортного средства в случае нарушения ст. 12.3 КоАП (управление ТС водителем, не имеющим при себе водительских прав). В то же время действует и Постановление Правительства РФ №759 от 2003 года, в котором специально оговаривается порядок проведения таких эвакуаций. В соответствии с этим документом задержание автомобиля с последующей доставкой на спецстоянку осуществляется «в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения». Алексей Ушаков, по его словам, обещал устранить «причину задержания» – отсутствие при нём водительских прав – в течение 25 минут. Эвакуатор, как он говорит, пришлось дожидаться около часа, а вся история с момента остановки его на дороге до освобождения после задержания из районного ОВД продолжалась, по его подсчётам, около четырех часов.

Применение наручников, согласно ст. 21 Федерального закона «О полиции», возможно в случае «сопротивления сотруднику полиции», при этом понятие «сопротивления» не раскрыто.

Но поскольку, как следует из выясненных обстоятельств, готовность Ушакова предоставить в течение 25 минут водительское удостоверение на месте задержания снимала необходимость эвакуации авто, требование полицейского «дать сюда ключи», подкрепленное заковыванием молодого человека в наручники на глазах матери, выглядит явно избыточно. Инспекторы ДПС посчитали иначе. По мнению Алексея Ушакова, «инспектор Соболев неоднократно подчеркивал, что я здесь никто, а он – представитель власти и сотрудник полиции».

Итог инцидента: двое пострадавших (женщина, которой стало плохо с сердцем, и водитель, зафиксировавший у медиков гематомы на теле и отек запястий от наручников), обоюдная потеря времени (для водителя – личного, для сотрудников ГИБДД - рабочего), а также сомнения в том, что переаттестация сотрудников милиции в полицейских решила в МВД застарелые проблемы этого ведомства. Рассказавший эту историю корреспонденту «Д» Алексей Ушаков готовится требовать от сотрудников полиции, превысивших, по его мнению, должностные полномочия и нарушивших его права, возмещения морального и материального вреда в судебном порядке. О намерениях полицейских выяснить не удалось.