Идея перехватить инициативу у Ижевского автофорума, вероятно, пришла в голову политтехнологам «Единой России» накануне мероприятия. По крайней мере, только 3 августа по ижевским СМИ был разослан пресс-релиз, в котором говорилось: «Молодая гвардия, Удмуртское региональное отделение партии «Единая Россия» и молодежь, присоединившаяся к Общероссийскому народному фронту, 04 августа 2011 года выйдут на АЗС Удмуртии и к офисам нефтяных компаний - поставщиков нефтепродуктов, чтобы сказать своё «нет» топливной инфляции». Видимо, из-за того, что решение было принято в последний момент, пикеты «единороссов» не были заявлены в установленном законом порядке. Ну, эти формальности, похоже, существуют только для всех остальных.


Еговцев (Бугреев)


Выяснилось, что организацией акции «Единой России» занимается некий Александр Еговцев, представляющийся работником Министерства по делам молодежи, отвечающим за направление «патриотика». Правда, никакого Еговцева в данном министерстве не числится, потому что Еговцев, как оказалось, - это псевдоним человека по имени Дмитрий Бугреев.


Известно о нём немного: в 2008 году он окончил Ижевский филиал Уральской академии государственной службы и после этого числится в организаторах мероприятий ГУ УР «РЦ Патриот Отечества». В телефонном разговоре с заместителем главного редактора газеты «День» Андреем Коновалом г-н Еговцев (Бугреев) сообщил, что ему позвонили из министерства и дали задание на завтра (4 августа) к 11.30 срочно собрать массовку «молодняка» для пикетирования бензоколонок. Вот, мол, стараемся. На вопрос, какие будут наклейки, он ответил, что сам не знает, они сегодня только еще печатаются.


Инструктаж


Корреспондент «Д» в условленное время пришёл ко входу в ГУ УР «РЦ Патриот Отечества», чтобы посмотреть на массовку. Но оказалось, что на 11.30 назначен только инструктаж.


Пока все ждали его начала, к зданию подъехал джип с «пропуском» на лобовом стекле и госномером о070сн 18rus.


Из машины вышел заместитель секретаря политического совета местного отделения всероссийской политической партии «Единая Россия» в Октябрьском районе г. Ижевска Артур Дадоян. Вместе с ним из джипа высыпали ещё четверо ребят. На вид – ученики старших классов. Пока они ждали начала инструктажа, корреспонденту «Д» удалось задать им несколько вопросов. На вопрос, заплатили ли им за участие, одна из девушек ответила утвердительно. Но на уточняющий вопрос «сколько?» - ответила уклончиво: «Все, что дадут, все наше». Прав на вождение авто, как выяснилось, ни у кого из них не было.


Потом собравшихся завели в помещение «РЦ Патриот Отечества» и начался инструктаж. Его вели Егор Лобанов, в Интернете числящийся в качестве руководителя проекта АКБ «Ижкомбанк», начальник орготдела исполкома «Единой России» Сергей Мышкин и кудрявый мужчина, который не представился. Артур Дадоян сообщил всем, что договоренности с журналистами уже есть. «В два часа будут во всех местах четыре телевидения», - сказал он. Все места – это три АЗС «Браверс» и еще одно место, где будут одиночные пикеты. Комично прозвучала фраза Егора Лобанова о том, что договоренности о проведении пикетов с владельцами пикетируемых автозаправок тоже имеются.


То есть у организаторов пикетов были договоренности с теми, против кого они собирались протестовать.


Кудрявый мужчина выступал дольше всех. «Журналисты любят спрашивать. Поэтому если к вам подойдут, не надо говорить, что не привязывайтесь ко мне и живу я вообще в Башкирии», - инструктировал он молодёжь. И зачитал речь, смысл которой должны были передать пикетчики журналистам, в случае если те будут задавать им вопросы.


«Суть понятна?


Так как вы с нами, вы или члены «Молодой гвардии», или поддерживаете «Молодую гвардию» в своих взглядах. По крайней мере, в вопросе повышения цен на бензин», - продолжал неизвестный мужчина. Молодежь в это время продолжала подходить. На инструктаж собралось около 30 человек. Если приходили новые люди, то инструктаж начинался заново. «Вы должны четко понимать: вы являетесь представителями «Молодой гвардии» и вы выражаете протест против повышения цен. Есть у меня специальное заявление. Я его еще раз зачитаю, чтобы вы тоже знали, чего мы, собственно, хотим. У меня есть несколько материалов. Я их выдам, но с листа читать не надо», - инструктировал он.


Самое комичное случилось позже. У ребят начали спрашивать, как они усвоили урок. «Итак, на сколько мы требуем снижение цен?» - спрашивал кудрявый мужчина присутствующих.


«На 30%», - неуверенно отвечали они. «Сколько должен стоит 92-й бензин?» - «Восемнадцать». «Мы все являемся кем с вами?» - спрашивал неизвестный. «Людьми…


Потребителями…» - засомневались участники инструктажа. «Вот видите, вы выпали. Представителями «Молодой гвардии», - укоризненно сказал инструктор. «Еще раз. Кем мы с вами все являемся?» - переспросил он.


«Представителями «Молодой гвардии», - покорно повторяли ребята. «Правильно, «молодогвардейцами» то бишь», - удовлетворенно подытожил кудрявый.


Партийный функционер «ЕдРа» Сергей Мышкин выступил с короткой речью, попросив «молодогвардейцев» не поддаваться на провокации. «На провокации, пожалуйста, не поддавайтесь. Потому что могут вас специально спровоцировать на что-то и это заснять потом. Сейчас Интернет у нас везде», - сказал Сергей Мышкин. Он, конечно, не знал, что видеозапись этого инструктажа (которую я в это время открыто производил) безо всяких провокаций после публикации в Сети наберет 1000 просмотров в первый же день, а после будет распространена несколькими федеральными СМИ.


Акция


Как договорились, в два часа дня корреспондент «Д» был у одной из автозаправок «Браверс» в Ижевске. Собственно, я и до этого ни от кого не скрывал, что являюсь журналистом и приехал заснять публичное мероприятие. Представиться пришлось еще на инструктаже. Однако лишь на пикете у «Браверса» до организаторов наконец дошло, какое издание я представляю. Среди старших «единороссов» сразу началось экстренное совещание. «Чем меньше общаешься с «Днем» - тем лучше», - говорила одна из женщин, отказавшаяся назвать свое имя, но заверившая, что в редакции ее «все хорошо знают». Тогда я решил перейти в наступление и попросил Егора Лобанова дать комментарий. Егор ответил, что ему нужно узнать, можно ли это делать. И после короткого разговора по телефону сообщил, что комментировать происходящее ему запретили. Между тем я всё же поинтересовался у него, правда ли, что молодежь участвует в пикетах за деньги. Егор Лобанов ничего не ответил, но показал рукой на Артура Дадояна, заявив, что все вопросы к нему. «Я говорить не буду», - первое, что сразу сказал Артур Дадоян. «Правда ли, что участникам пикета заплатили?» - повторил я. «Спросите их», - ответил Дадоян. «Он, скорее всего, даже не разговаривал с ними. Мы даже не знаем, какие ребята», - начали подсказывать ему коллеги. Дадоян продолжал молчать и в конце концов просто ушел из кадра.


Акция продолжалась. Время от времени «молодогвардейцы», среди которых были трое мужчин за тридцать, две женщины пенсионного возраста и еще несколько человек, мало похожих на молодежь (тех, что я видел утром, очевидно, отправили на другие точки), фотографировались на фоне флагов и транспарантов. Когда к пикету приехали журналисты с ТРК «Моя Удмуртия», «молодогвардейцы», подняв транспаранты, выкрикнули на камеру: «Бензин должен быть доступнее». Крикнули всего один раз, больше не кричали. Потом г-н Лобанов давал интервью «Моей Удмуртии». В конце интервью я опять попытался спросить его: «Правда ли, что во всех 30 городах, где сегодня проходят акции автомобилистов, их организует «Единая Россия»?» Лобанов молчал. «Да», - подсказала ему из-за моей спины пресс-секретарь исполкома УРО «Единой России» Ксения Мороз. «Вы не ответите на наш вопрос?» - спросил я. «Слишком много у вас вопросов за один час», - раздражённо сказал Егор Лобанов. «Но вы же ни на один из них не ответили», - отреагировал я. «Не провоцируй моих малышей», - примиряюще вмешалась в разговор Ксения Мороз. К этому времени «единороссы» стали потихоньку расходиться. Часть из них уехала на машине с правительственным номером A143AA. Когда я начал снимать, как Егор Лобанов покидает место несанкционированного пикета на своем джипе, Ксения Мороз героически попыталась закрыть объектив своим телом. И ей это почти удалось. Зачем она это делала, непонятно, - все самое интересное было уже отснято.