Напомним, голосование в рамках праймериз поделено на восемь частей, каждая из которых соответствует группе сельских районов или городских округов (и соответствующим представительствам «Единой России»). На сегодняшний день «единороссы» проголосовали в Ижевске, Глазове, Сарапуле, Воткинске, Можге, а также во всех муниципальных районах кроме Увинского, Вавожского, Селтинского и Сюмсинского. Удмуртские СМИ по результатам голосования на каждом этапе добросовестно отчитываются о лидерстве президента УР Александра Волкова.


Николаю Аброськину за 13 лет руководства Спецстроем России приходилось не раз «указывать» на что-нибудь и Путину, и Медведеву.


Вместе с ним обычно упоминаются фамилии остальных фигурантов пятерки лидеров. Это президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» Николай Мусалимов, бывший глава Спецстроя РФ Николай Аброськин, председатель совета директоров ЗАО «Краснодарский НПЗ» Бекхан Агаев и действующий депутат ГД РФ Евгений Богомольный. Детальные результаты народного голосования с указанием количества завоеванных голосов можно было увидеть на первых страницах местных информационных ресурсов лишь дважды: по результатам мероприятия в Можге (самая первая площадка праймериз) и во второй день голосования в Ижевске (вторник, 26 июля). Все остальное не публикуются и могут быть «переголосованы» как заблагорассудится и сколько угодно раз: внутрипартийные праймериз – мероприятие, целиком организованное «Единой Россией», никем, кроме нее, не контролируется, а внутри этой партии, как правило, возражений по поводу администрирования со стороны руководства обычно не бывает.


Никто не сомневался, и президент УР Александр Волков сразу же во всеуслышание заявил, что для него участие в праймериз и присутствие в списке «Единой России» продиктовано желанием «подтвердить авторитет», а вовсе не стремлением получить думский мандат. Руководитель главного национального объединения удмуртов, депутат Госдумы Николай Мусалимов тоже, скорее всего, лишь формальный кандидат в депутаты. Его роль прикрыть очевидный факт – в Удмуртии нет национальных политиков, претендующих на какую-либо значимую роль в политической жизни республики.


По самым оптимистичным оценкам (не считая официозной «единороссовской»), «единороссы» из удмуртского списка в следующем созыве Госдумы могут рассчитывать не более чем на три мандата (как это случилось в 2007 году), а скорее всего – на гораздо худший для них результат. Николай Мусалимов, занимавший до избрания в Госдуму должность начальника секретариата президента Волкова и не являвшийся тогда президентом «Удмурт Кенеш», и в прошлом созыве считался технической фигурой на случай отставки президента Волкова, которую все так ждали в начале 2009 года. В нынешнем списке участников праймериз (без Волкова и Мусалимова) остаются лишь четыре кандидата, обладающих серьёзными финансовыми и лоббистскими ресурсами для участия в предвыборной борьбе с целью получения депутатских мандатов.


Евгений Богомольный входит в рейтинг лучших лоббистов Госдумы, а в прошлом у него был и свой личный «контакт» с ВВП.


Двое из них - бывший управляющий «Удмуртнефти» Евгений Богомольный и Михаил Питкевич, сын премьера УР Юрия Питкевича и зять учредителя «Аспэка» Виктора Хорошавцева (сегодня одного из топ-менеджеров АФК «Система»), знакомы жителям Удмуртии.


Про молодого чеченского бизнесмена Бекхана Агаева даже те, кто интересуется политикой, узнали буквально на днях. Известно, что его семья контролирует Краснодарский НПЗ, его отец Ваха Агаев, по сведениям СМИ, «приближен к Рамзану Кадырову» и в свое время контролировал значительную часть экспорта чеченской нефти, но сам Бекхан Агаев попадал на страницы журналов исключительно в связи с любовью к очень дорогим автомобилям.


У сына удмуртского премьера и зятя топ-менеджера АФК «Система» Михаила Питкевича самый крепкий ресурс -  родственные связи.


Генерал армии Николай Аброськин, бывший директор Федерального агентства специального строительства, руководил этим ведомством 13 лет. Внимание СМИ к Николаю Аброськину в этом году привлекла не его деятельность, а внезапная отставка, состоявшаяся весной 2011 года. По должности это решение принимал президент России Дмитрий Медведев.


У молодого чеченского бизнесмена Бекхана Агаева до вступления в «Единую Россию» на уме были совсем другие вещи.


Фактически же, как писали российские СМИ, отставка главы Спецстроя стала результатом четырехлетней борьбы между Аброськиным и министром обороны РФ Сердюковым, закончившаяся победой последнего. «В феврале 2007 года, когда Анатолий Сердюков пришел в военное ведомство, он начал целенаправленно заменять людей на всех значимых постах в министерстве, - писал РБК. - За два года Сердюков заменил всех своих заместителей, всех главнокомандующих видами Вооруженных сил, всех командующих родами войск (кроме командующего ракетными войсками стратегического назначения), всех командующих округами и флотами. Эта судьба должна была постигнуть и верхушку Спецстроя».


«Верхушка Спецстроя» сопротивлялась до последнего, но в апреле 2011 года Николай Аброськин тоже вынужден был уйти. Цена присутствия на этом посту была высока. По сведениям из открытых источников, в 2010 году будущий кандидат на праймериз от Удмуртии контролировал организацию, которая только выручки в прошлом году получила на сумму 76 млрд рублей. В связи с деятельностью Спецстроя упоминалась и история со строительством дворца для премьера Владимира Путина в Геленджике, что само по себе скандал.


То есть понятно, что Николай Аброськин, пользовавшийся когда-то правом личного доклада Владимиру Путину, имеет в удмуртских праймериз «Единой России» некоторые шансы на лидерство. Между прочим, Бекхана Агаева – такого же неожиданного для местной политики кандидата – в ижевской газете «Центр» и в новостях ТРК «Моя Удмуртия» теперь уже представляют как одного из руководящих сотрудников компании «Русснефть», которая финансирует в Удмуртии строительство здания Института нефти и газа и храмов в районах нефтедобычи, принадлежащей «Белкамнефти». Генерал Аброськин теоретически тоже может быть представлен как «благотворитель», к примеру, Камбарского района, где Спецстрой возводил объекты в рамках программы утилизации химического оружия.


Сути это не меняет: основными кандидатами «Единой России» на прохождение в Госдуму от Удмуртии остаются вовсе не местные кадры, как предполагалось в былые годы, а сын экспортера чеченской нефти, скандальный генерал от стройбата, сын премьера республики и бывший нефтяной «олигарх», тоже не удмурт по национальности.