Согласно партийным процедурам «единороссов», в 2011 году по результатам праймериз с участием Общероссийского народного фронта будет составлен список из 600 окончательных кандидатов от «партии власти». После утверждения списка Владимиром Путиным и съездом «Единой России» эти люди будут бороться за мандаты на декабрьских выборах в Государственную думу РФ. В отличие от выборов, где «единороссам» будут нужны голоса всех избирателей, в ходе праймериз голосуют только их однопартийцы и участники общественных объединений, примкнувших к ЕР. Кому отдают свои симпатии члены «Единой России» в Удмуртской Республике?


В прошлый четверг, 21 июля, голосование «единороссов» состоялось на первой из восьми площадок – в Можге (см. справку). По его итогам сформировалась тройка лидеров праймериз. На первое место вышел президент УР Александр Волков (176 голосов), на 2-е – председатель ассоциации «Удмурт Кенеш», депутат ГД РФ Николай Мусалимов (145 голосов) – оба эти кандидата с точки зрения предвыборной интриги не представляют собой ничего особенного. Зато дальше начинаются сюрпризы.


Третье место (143 голоса) «единороссы» удмуртского села отдали человеку, который даже не был включен в списки кандидатов, опубликованные заранее партией, - генералу армии Николаю Аброськину, на протяжении 13 лет возглавлявшему весь спецстрой Минобороны РФ в должности директора Федерального агентства специального строительства. В апреле этого года Дмитрий Медведев отправил его в отставку. Количество кандидатов в списках праймериз, несмотря на включение Аброськина, осталось прежним – свое место ему уступил не кто-нибудь, а действующий депутат Госдумы, зампредседателя комитета по бюджету и налогам Геннадий Кулик.


Ступенью ниже тоже чудеса. Четвертое место в списке титанов удмуртской политики, лидеров первой площадки праймериз, занял бизнесмен Бекхан Агаев (133 голоса), ранее никогда публично не участвовавший ни в какой политике вообще. Его подготовка к предстоящей предвыборной кампании также нигде не афишируется. Это было уже совсем похоже на сенсацию.


Агаев и сыновья


Председатель совета директоров ЗАО «Краснодарский НПЗ» Бекхан Вахаевич Агаев известен гораздо меньше, чем его отец Ваха Агаев. Поводы, по которым Ваха Абуевич и его семейный бизнес становились героями публикаций российской прессы, правда, тоже можно пересчитать по пальцам. На самом деле, их всего три.


Прежде всего, имя Вахи Агаева упоминается в истории борьбы за экспорт кавказской нефти после второй чеченской войны. Как писала в 2009 году «Новая газета», в начале «нулевых» годов Ваха Агаев через оффшоры владел частью уставного капитала предприятий, контролировавших перевалку нефтепродуктов за рубеж в морском порту в Туапсе (Туапсинский НПЗ и «Туапсенефтепродукт»), – до 2004 года, по данным издания, это был единственный путь экспорта чеченской нефти, объем добычи которой в денежном эквиваленте составлял свыше миллиарда долларов в год. Основной проводник бизнеса Вахи Агаева в то время – это холдинг «Югнефтепродукт», обеспечивавший часть поставок нефти на те же туапсинские предприятия. По информации «Новой газеты», в 2004-2006 годах, вместе с усилением «Роснефти» на Северном Кавказе, активы Вахи Агаева вошли в орбиту влияния компании Михаила Гуцериева «Русснефть» - единственного конкурента «Роснефти» в южном регионе. «Краснодарский НПЗ, принадлежавший Агаеву, очень хотела заполучить «Роснефть», но он стал частью гуцериевского холдинга «Русснефть», - писала «Новая газета». - В результате сделки сын Агаева стал председателем совета директоров Краснодарского НПЗ, а впоследствии вошел в управление еще одной «дочки» «Русснефти». «Ваха Агаев считается приближенным к Рамзану Кадырову», - аттестует бизнесмена издание.


Во-вторых, в 2007 году Ваха Агаев принимал участие в выборах в Госдуму РФ по списку КПРФ от Краснодарского края. Освещая ход предвыборной кампании, ряд российских СМИ обратили внимание на то, что коммунистами выдвинуто сразу несколько кандидатов, отнюдь не принадлежащих к рабоче-крестьянскому классу. Среди других «красных олигархов» упоминалась и фамилия Агаева, который в итоге выборы проиграл.


Наконец, третья причина известности Вахи Агаева – это его меценатская и благотворительная деятельность. В декабре 2009 года, оценивая ход восстановления Чечни, президент ЧР Рамзан Кадыров, в частности, заявил: «Мы восстанавливаем социальные объекты, больницы, школы… мы предложили в свое время всем представителям чеченской диаспоры в Москве активно участвовать в процессе восстановления республики. Однако откликнулись и активно включились в этот процесс только Арсамаков, Агаев и Байсаров» (цитата по Regions.Ru). В сети Интернет также есть ряд упоминаний о материальной поддержке, которую Ваха Агаев, возможно, оказывал спортсменам грозненского ФК «Терек».


В 2010 году, помимо Вахи Агаева, совладельцами холдинга «Юг-нефтепродукт» являлись его сыновья Батыр и Бекхан, который сегодня готовится стать кандидатом в депутаты Госдумы РФ в региональном списке удмуртских «единороссов». Согласно сведениям, содержащимся в отчетности аффилированного с «Юг-нефтепродуктом» «Расчетно-кредитного банка», Бекхан Агаев на тот момент владел 100 процентами уставного капитала оффшорной «Уелворт холдинг лимитед», которая владела 100 процентами уставного капитала оффшорной «Оклинг груп лимитед», владевшей 5 процентами ООО «Юг-нефтепродукт». По тем же данным, 90 процентов уставного капитала «Юг-нефтепродукта» принадлежит самому Вахе Агаеву.


Стоимость проезда


Инспектору ГИБДД с большим трудом удалось убедить охрану чеченского бизнесмена Бекхана Агаева сдвинуть их джип, чтобы освободить место для автомобиля президента Удмуртии.«Единоросс» Бекхан Агаев в отличие от своего отца упоминается в СМИ лишь однажды. В 2009 году он поделился с журналом «Итоги» впечатлениями от рестайлинга собственной Ferrari-430 стоимостью 240 тыс. долларов (около 7 млн рублей). «С самой покупки Бекхана не устраивал черный кожаный салон», - с сочувствием передавал корреспондент издания. Кроме того, как писали «Итоги», Бекхана не устраивала «потеря былой резвости» спортивного автомобиля из-за российского бензина (второй подобный автомобиль, Ferrari-599, который у бизнесмена «есть в Европе», резвости на забугорном бензине не терял). «Но главной причиной, заставившей Бекхана задуматься о будущем его скакуна, стало массовое появление таких же красных автомобилей на дорогах Москвы, - сообщалось в публикации. - Насчитав за выходные на столичных улицах более двух десятков алых F430, Бекхан пришел к выводу, что Ferrari надо продавать».


К счастью, выход был найден. Профессиональный тюнинг от немецкого ателье Hamman устранил все недостатки, вплоть до звука выхлопа. Правда, стоимость автомобиля, по сведениям «Итогов», после этого возросла с 7 до 12 млн рублей.


Голосование на первой из трех ижевских площадок праймериз было назначено на понедельник, 25 июля. Корреспондент «Д» попытался выяснить: в чем причина внезапной бешеной популярности московского бизнесмена Бекхана Агаева среди удмуртских «единороссов»? Прежде всего, стало ясно, что организаторы тщательно оградили «народные праймериз» от посторонних глаз. Напротив входа в Национальный театр УР, где должно было пройти голосование, задолго до начала мероприятия был выставлен наряд ДПС: инспекторы расчистили центральную парковку вдоль ул. Горького, чтобы не создавать помех высоким гостям, и вплоть до прибытия президента Волкова гоняли всех, кто пытался посягнуть на эту территорию.


Вход в нацтеатр был блокирован постом «местной» охраны из трех человек. Здесь я был опознан как сотрудник прессы и отправлен к пресс-секретарю «Единой России» Ксении Мороз до выяснения обстоятельств аккредитации. Та, сославшись на распоряжение главы исполкома ЕР Олега Пырегова, отказалась впускать меня внутрь. Забегая вперед, скажем, что, несмотря на мои домогательства до пресс-службы «единороссов», аккредитоваться не удалось и на следующий день: корреспондентов «Д» не оказалось в некоем «списке приглашенных» на мероприятие.


Охрана во время проведения праймериз в Ижевске четко отслеживала появление «посторонних».Во вторник, 26 июля, голосовала вторая ижевская площадка праймериз. В этот день редакция «Д» направила в нацтеатр уже двух человек. Я снова не ушел дальше порога, а вот моему коллеге Руслану удалось миновать первый пост. «Регистрация проходит в двух коридорах по обе стороны от зрительного зала, - рассказал он о том, что было дальше. – После отметки в заранее составленных списках организаторы выдавали участникам голосования голубые пакеты с раздаточным материалом внутри (позже мы выяснили, что в пакетиках были брошюры с данными о кандидатах, подарочные альбомы для фотографий и магниты на дверь холодильника – всё с «медвежьей» символикой. – Ред.). Для того чтобы пройти в зал, достаточно было предъявить пакетик. Посторонним пройти было нельзя: у лесенок, спускающихся к залу, стояли еще по двое охранников, у самих входов - еще по одному».


Вечером того же дня я дозвонился до одной из участниц голосования, пожилой женщины, которая просила не называть ее имени. По ее словам, выступления «кандидатов в кандидаты» от «Единой России» во вторник заняли около двух часов, при этом успели выступить меньше половины от их списочного состава. К трибуне выходили Богомольный, Аброськин, Вахрушев, Смирнова, Осипов, Якимович, Чекалин… После моего вопроса: «Выступал ли Бекхан Агаев?» – собеседница задумалась. «Не помню, - сомневалась она. – Помню, про него очень хорошо Волков только говорил, а сам он выступал или нет, не помню. Нет, он не выступал». «А вы за кого голосовали?» - «За молодых».


Хотя результаты первого голосования в Можге стали известны практически сразу, детализированные итоги по ижевским площадкам к моменту сдачи материала в печать почему-то все еще не были опубликованы. На официальном сайте УРО партии «Единая Россия» к среде появилось лишь краткое упоминание о том, что лидерами голосования в понедельник стали Александр Волков, Денис Агашин, Николай Мусалимов, Евгений Богомольный и Николай Аброськин. Бекхан Агаев в этом ряду не упомянут. «Народное голосование» в рамках праймериз «единороссов» в Удмуртии продлится до 4 августа.






Всего во внутрипартийном голосовании ЕР в Удмуртской Республике  участвует 34 кандидата, из которых 21 человек выдвинут руководством самих «единороссов» (и «Молодой гвардии Единой России»), еще 13 человек – общественными объединениями (Федерация профсоюзов УР, союзы аграриев, женщин, инвалидов, транспортников и т.п.).

С 21 июля по 4 августа в рамках праймериз в Удмуртии состоятся голосования партийцев на 8 площадках, между которыми были распределены «единороссы» всех 25 сельских районов УР, 5 районов Ижевска и 5 городов (исключая Камбарку). Три из восьми площадок расположены в Ижевске. Для них на 25-27 июля зарезервирован зрительный зал Национального театра УР.  Среди возможных фигурантов регионального партийного списка «единороссов» на выборах в Госдуму в декабре - президент УР Александр Волков, два действующих депутата Госдумы от Удмуртии (Евгений Богомольный, Николай Мусалимов), сын председателя Правительства УР Юрия Питкевича Михаил Питкевич, действующий член Совета Федерации от Удмуртии Александр Чекалин, глава администрации Ижевска Денис Агашин и два десятка директоров, генеральных директоров, главврачей, ректоров, председателей и начальников отделов. Среди выдвиженцев номинально не имеют руководящих должностей лишь двое: олимпийский лыжник Максим Вылегжанин и менеджер Удмуртского республиканского центра содействия занятости молодежи Андрей Макаров (последний, правда, одновременно председательствует в Молодежном парламенте УР). Подавляющее большинство кандидатов на праймериз «единороссов» являются высшими руководителями того предприятия или общественного объединения, на котором они трудоустроены. Абсолютно никакой связи с Удмуртией до этого не имел лишь один кандидат – бизнесмен Бекхан Агаев, председатель совета директоров ЗАО «Краснодарский НПЗ».