- Василий, зачем Вы ездили на «Селигер»?

- На форуме собираются самые успешные и самые талантливые молодые предприниматели, у которых есть чему поучиться. На форуме преподают лучшие тренеры не только с России, но и приглашенные из-за рубежа. В том числе из Казахстана, с Украины, из стран СНГ, из стран Западной и Восточной Европы. Тех тренеров, с которыми мы знакомимся на форуме, мы приглашаем в Ижевск. Еще одной целью было привлечение инвестиций, ресурсов в деятельность Центра молодого предпринимателя.

- И много денег дают?

- Сбербанк выделил 300 тысяч, компания LG - 100 тысяч рублей. При этом всего предпринимателей было 300 человек. Главным условием участия компании в форуме было наличие оборота от 10 миллионов рублей, хотя были случаи, когда эта планка не соблюдалась. Было примерно 50 на 50 тех, у кого оборот выше, и тех, у кого ниже планка. Отдельное направление составляли координаторы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность. Я участвовал в форуме именно по этому направлению.

- Какой проект Вы презентовали?

- Я представлял проект «Деятельность организации «Центр молодого предпринимателя», рассказывая о его истории, о тех технологиях, которые мы применяем. Во втором туре были предложены задачи, на которые конкурсанты должны были дать свои решения. Например, была следующая ситуация: каким образом будет действовать предприниматель при входе на его рынок монополиста, который берет весь рынок. Моя позиция была: уход на смежные капиталоемкие рынки, на которых, соответственно, есть опыт работы у меня и у моей команды. То есть новый рынок должен быть на грани существующей деятельности. Если мы занимаемся работой с молодежью и с людьми от 18 до 30 лет по образовательным и коммуникативным проектам, то мое предложение было выйти на уровень молодых инновационных предпринимателей. Этим ни у нас в республике, ни в России никто активно не занимается кроме, наверное, Романа Вахитова.

- Вы некоммерческая организация. Как я понял, довольно успешная. Откуда вы берете финансирование на свою деятельность?

- Источников достаточно много, но, наверное, наибольший - это вложения участников, тех молодых людей, которые принимают участие в наших проектах. Их с каждым годом все больше.

- Давайте о самом форуме. Много говорят, что это провластное, пропагандистское мероприятие. Какое Ваше впечатление? Вы там были, ходили, видели. Есть ли там пропаганда и что там пропагандируют?

-Я уже третий год на форум езжу, и мне всегда было интересно наблюдать за теми людьми, которые думают, что на форуме очень много пропаганды, что участников вовлекают в различные политические движения. На самом деле, такого нет. Не знаю, будете ли вы считать пропагандой то, что на форуме есть 3-4 фотографии премьер-министра России и президента. Эти портреты висят на сцене и в массовых местах. Есть афоризмы чиновников, но это высказывания, касающиеся молодежи и мотивирующие к учебе и развитию. Никто не ходит и не агитирует.

- «Единая Россия» как-то в этом во всём участвует?

- Может, в каких-то сменах и участвует, но я ездил на предпринимательскую смену, с нами была смена «информационный поток», международная смена, направление «инновации и техническое творчество». В наших сменах ни одного флага политической партии, политических движений не было.

- А за чей счет участники ездят на форум?

- В каждом регионе это зависит от договоренностей с региональными властями. Участник всегда лично оплачивает две позиции: это страховой взнос и организационный взнос – за свое питание на форуме. Организационный взнос в этом году составлял 1,5 тысячи рублей, страховой - одну тысячу рублей.

- Там же случился страшный шторм. Вы в него попали?

- Шторм был на второй день, когда все только приехали. Это было под вечер, примерно часа в четыре-пять. Я и несколько коллег были в специальной палатке для приема vip-гостей. В тот момент приехали два депутата Государственной думы. Первый из них - это заместитель председателя Комитета по делам молодежи Сергей Белоконев, второй - руководитель межведомственной комиссии при Правительстве РФ Андрей Шаров. Мы беседовали, рассказывали о сложностях и успехах, которые возникают при ведении нашей деятельности. Неожиданно поднялся сильный ветер. Мы были в небольшой палатке, поэтому ее начало шатать. Начался сильный ливень, а после пошел еще и достаточно крупный град. Когда шторм утих, оказалось, что на территории форума упало сорок деревьев. Шесть человек получили достаточно серьезные травмы. На палатки двух предпринимателей из удмуртской делегации обрушились деревья. Сами предприниматели были в это время в палатках, но они не сильно пострадали - отделались шоком и царапинами. Палатку фонда «Национальные перспективы» унесло примерно на пятьдесят метров, всю искорежило. А это была огромная, не соврать, килограммов пятьсот весящая палатка.

- Вы обсуждали проблемы малого бизнеса с федеральными чиновниками. До чего додумались? Говорят, малый бизнес задыхается…

- Я даже закашлялся (смеется). Бизнес никогда не задохнется, если им грамотно управлять. Лично я думаю, что регулирование государства в меньшей степени сказывается на самом бизнесе. Та или иная политика государства не должна у компетентного руководителя вызывать каких-то нареканий, каких-то эмоциональных или финансовых трудностей. Ко всем событиям из внешней среды можно подстроиться. Это рынок. Я считаю, что в бизнесе не бывает проблем. В бизнесе есть задачи, которые предприниматель тем или иным образом должен решать.







Сразу несколько любопытных событий случилось в России как будто специально, чтобы Дмитрий Быков написал свою версию стихотворения Исаковского «Летят перелетные птицы», положенного на музыку Блантера.


УЛЁТНАЯ


Летят перелетные птицы,

Летят за пределы Москвы,

Летят, не хотят возвратиться

Орлы, куропатки и львы.


На вольности сладостный запах,

Боясь, что вот-вот запретят,

И бабы стремятся на Запад,

И бабки туда же летят.


С божественной легкостью дыма

В Брюссель, Вашингтон и Форос

Летают Володя и Дима –

Их там принимают всерьез.


Забыв о папашах-мамашах,

Летят вереницы рабов.

Так много уехало наших,

Что Лондон уже как Тамбов.


Приметы настолько зловещи –

Но, собственно, comme a la guerre, –

Что ныне летают и вещи,

Свезенные на Селигер.


Ужасная там неполадка:

Как девка, подол подхватив,

У них улетела палатка

Как символ родных перспектив.


Гляди: непривычно красивы,

Легко, не оставив следа,

Российские все перспективы

Снялись неизвестно куда.


Естественно, выводы кратки

И слишком понятен мотив:

Ведь даже у этой палатки

Тут нет никаких перспектив.


Страна разлетается, словом,

В порыве тоски и стыда,

И только Немцову с Миловым

Нельзя улетать никуда.


К восторгу умильных нашистов

И прочих ликующих рыл,

Судебный недремлющий пристав

Границу пред ними закрыл.


При власти застойной и старой,

Хоть память о ней дорога,

Считали страшнейшею карой

Услать за границу врага.


А эта несчастная пара

Страну убедила свою,

Что нынче страшнейшая кара –

Остаться в родимом краю.