Люблю


Напомним начало истории. 23 мая рано утром неизвестные на машине, как свидетельствуют очевидцы, с символикой официальной республиканской газеты «Известия Удмуртской Республики» выгрузились из автомобиля и написали заветное признание. После этого сели в машину «Известий» и уехали.


Возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, откуда у «министерства граффити» машина государственной республиканской газеты? Если это так, то, получается, бензин этим художникам оплачивали жители республики. Во-вторых, интересно было бы знать, по чьему заказу работали эти новоявленные чиновники из «министерства граффити»? То есть, кто кого и за что любит? В Интернете на этот счет появилось немало забавных версий.


Версия первая.Надпись стала результатом наметившегося (после совместных поездок в Пермь) сближения депутата Госсовета УР по списку ЛДПР Энвиля Касимова и сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина, члена партии «Единая Россия». Возможно, в этом случае обретают совершенно новый смысл недавние громкие заявления Энвиля Касимова о намерении сменить пол и сексуальную ориентацию. К тому же в пользу этой версии говорят и показания очевидцев: граффисты приехали на машине «Известий Удмуртской Республики». А главным редактором этой газеты является Энвиль Касимов. Кроме того, именно СМИ, подконтрольные Энвилю Касимову, первыми обратили внимание на эту акцию, заявив даже о своих контактах с представителями «министерства граффити».


Другая версия говорит о том, что это заказ республиканских властей. Есть даже предположения насчет конкретного заказчика. Говорят, что это не кто иной, как президент Удмуртии Александр Волков. Уж очень это «Люблю» напоминает по дизайну эмблему 250-летия Ижевска. А мы помним, что эта эмблема сначала проиграла в конкурсе, но потом, по необъяснимым причинам, все же стала символом 250-летия Ижевска. Тогда ни у кого не было сомнений, что эмблему-победительницу, исполненную в стиле советских значков, выбрал лично президент Удмуртии. В таком случае надпись «Люблю» приобретает очень глубокий символизм. Получается, что это не адресное признание в любви, а поучительное послание «команде Агашина» о том, как родину любить надо. Своего рода послание президента. Почему речь идет именно о родине, понятно. Мы уже говорили о солярных знаках. Можно еще отметить, что цвета надписи соответствуют цветам герба Удмуртии. Связь очевидна.


Глубина художественного замысла заключается в том, что патриотические слова о любви к республике нарисованы на заборе, за которым находится помойка и сожженный дом. Но о помойке и сожженном доме случайный прохожий не узнает: забор слишком плотный и высокий. «Заборы пафоса и патриотизма должны быть достаточно плотными и высокими, чтобы никто не заметил тех помоек, которые за ними находятся», – как бы говорит нам художник. При этом место для надписи выбрано очень подходящее. Городские чиновники каждый день, направляясь на работу, проезжают мимо этого произведения, рачительно внимая замыслу художника.


Еще одна версия, сторонником которой я являюсь, состоит в том, что надпись – неудавшаяся попытка того же г-на Касимова создать концептуальный арт-объект. Был такой анекдот про современных художников. - Мистер Виглз, это вы нагадили в раковину? – Да, это часть инсталляции, над которой я сейчас работаю. Я решил стать концептуальным художником. – Гадить людям в раковины - это не искусство! – Эй! (возмущенно) Все искусство, если делаешь это в черном свитере!


Похоже, Энвиль Владимирович купил себе новый свитер. Зритель может вкладывать какие угодно смыслы в любые картинки и надписи, но пока сам автор не начнет вкладывать в них смысл, называться искусством это не может. А в данном случае у нас нет не только мыслей автора, но и самого автора.


На форуме участники комментировали появившуюся надпись цитатой из Даниила Хармса. «Художник: я художник. Рабочий: а по-моему, ты говно. Художник не сказал больше ни слова и тяжело рухнул на пол» (13.4.1933 «Четыре иллюстрации того, как новая идея огорошивает человека, к ней не подготовленного»).


Блюю


По крайней мере, смешной можно назвать вторую акцию на том же заборе. Неизвестные (на машине какой газеты они приезжали, никто не видел) в ночь на 23 июня разобрали забор, переставили доски местами, закрасили одну букву «Л», и из слова «ЛЮБЛЮ» получилось слово «БЛЮЮ». Эти концептуальные художники оказались куда более концептуальными, чем те, которые ездят на машинах государственных СМИ.


Они дали несколько пояснений к своей акции. Правда, пояснения были весьма лаконичными. Единственное, что можно сказать определенно, - эти художники - борцы с «легализмом». Рядом с «БЛЮЮ» они написали свой лозунг «Долой легализм, даешь вандализм!». Еще они вывели оранжевой краской самое «заборное» слово из трех букв, адресовав его «вам», то есть нам. Забор в тот же день кто-то обрушил (чтобы не было видно надписи).


У обрушенного забора мы обнаружили троих мужчин, которые сказали, что они представляют ту организацию, которая этот забор строила. Правда, название этой организации назвать они категорически отказались. «Не знаем, уголовное дело, что ли, возбуждать?» - негодовали они, глядя на обрушенный забор.


Потом забор все же подняли, но снова поменяли буквы местами (теперь уже в хаотичном порядке) и закрасили всю надпись белой краской. Еще через день на этой стене появилась надпись «My name is Artem» и большая граффити-надпись то ли ZVEIM, то ли что-то подобное, но во всяком случае не имеющее отношения к битве концептуальных художников.


Символика белого забора довольно прозрачна. Полотно белого цвета – международный символ капитуляции и примирения. То есть «легалисты» признали победу «вандалов» и сдались.

А вот символика «БЛЮЮ» гораздо сложнее. Тут тоже есть несколько версий. Что касается взаимоотношений Касимова и Агашина, то тут можно предположить, что надпись «БЛЮЮ» была ответным словом сити-менеджера. Мол, вот мое отношение к вашим транссексуальным идеям.


Про версию с посланием президента сложно сказать что-то определенное. Возможно, это философские рассуждения Александра Волкова, в которых умудренный опытом президент делится своими мыслями о прошлом и будущем. «Рано или поздно люди научаются видеть в словах их истинный смысл, и тогда заборы падают, обнажая сгоревшие дома и помойки», - как бы говорит нам художник.


И конечно, как всегда, самая интересная версия – это теория «масонского заговора». Она заключается в том, что те, кто стоит за «художествами», гораздо хитрее и умнее, чем мы могли подумать. Акция сразу была продумана от начала до конца - от «Люблю» до «Блюю». В таком случае получается, что авторы первой надписи сами борцы с легализмом. Это, конечно, круто, или, как принято сейчас говорить, «внезапно!». Анонимный источник сообщил нам, что непосредственным куратором проекта «ЛЮБЛЮ» был Дмитрий Черемных, который числится руководителем арт-проектов в газете «Известия Удмуртской Республики». Он, например, был куратором проектов «День удмурта», «Ижевский Арсенал. Все из дерева». Дмитрий курировал также приезд в республику Эмира Кустурицы и, видимо, был одним из инициаторов вручения известному режиссеру звания «Почетный удмурт». Каких-то упоминаний о стремлении Дмитрия Черемных к концептуальному искусству в Интернете не нашлось. Поэтому, возможно, мы напрасно строим столь многосложные догадки о смысле этой работы. Может быть, «ЛЮБЛЮ» - это просто надпись на заборе и все. А «БЛЮЮ» - это тоже просто шутка без всякой задней мысли. Чисто поржать, как говорится.


Как заявляет сайт «Сусанин», также считающийся подконтрольным Касимову, «в ближайшее время специалисты обследуют все городские заборы на предмет их художественной ценности», после чего «талантливые столичные граффитисты получат предложение украсить Ижевск своими работами, так, чтобы это вписывалось в общую культурную концепцию». Так что битва концепций продолжается. Пора идти за попкорном.