Фестиваль «Бабушкина дача» имеет среди населения республики немалую популярность. Особенно среди молодежи. Сюда раз в год съезжаются барды, панки, рокеры всех мастей. Я был на нем до этого раза три. И мне нравилось. Была у этого фестиваля особая атмосфера «коллективной свободы». Думаю, за этим ощущением туда и ездили многие.


В этот раз все было не так. Организаторы заранее заявили, что распитие спиртного будет строго запрещено на территории проведения фестиваля. И это, может быть, и не сыграло бы решающую роль, но, главное, помимо запрета они решили провести пропаганду трезвого образа жизни. Причем пропаганда была, во-первых, всепроницающей, во-вторых, топорной как шутки Петросяна. «В сигарете табачок, а кто курит – дурачок!» - было написано на первом попавшемся мне плакате. Или еще: «Свободен я от сигарет, жив и здоров – вопросов нет!»


Под малой сценой висел огромный баннер «Трезвость народа – основа его мощи и благосостояния». Вскоре на этой сцене появился поэт и по совместительству главный редактор газеты «Родник трезвости» Юрий Кашин. Он читал очень длинное стихотворение о вреде алкоголя. Запомнились слова: «Девушки, не пейте пиво. Вы украшение страны. Пиво пить некрасиво. Пиво – моча Сатаны».


Интересно было бы знать, на кого была рассчитана вся эта пропаганда? Удивляет не только бездарность пропагандистов, но и полное отсутствие логики. Все, кто пьет пиво, на фестиваль просто не приехали. Немногочисленные любители спиртного, всё-таки рискнувшие посетить фестиваль, распивали привезённые напитки, сидя в палатках, чтобы не мозолить глаза охране. Остальные же в пропаганде не нуждались.


У главной сцены народу было не многим больше. Там выступали различные барды. Многие из них мне понравились. Однако прежнего удовольствия от их выступлений получить было невозможно. Дух свободы куда-то испарился. И виновато тут даже не спиртное, а сам факт того, что его запретили. Об этом невозможно было не думать, и этому весьма способствовали всяческие плакаты и вывески. Радовало, подозрительное впрочем, отсутствие комаров. Но эта радость не компенсировала вполне объяснимое отсутствие безбашенных и веселых панков, горланящих «Луч солнца золотого» или «Я всегда буду против» ГрОба.


Вместо панков и рокеров на фестиваль приехали кришнаиты и приверженцы организации «КПЕ» (расшифровывается как «Курсом правды и единения»). Сами они называют себя «Всероссийской политической партией». «Теоретической платформой концептуальной партии «Единение» является совокупность документов под названием «Концепция общественной безопасности «Мёртвая вода», - сообщает Википедия. К этим ребятам я старался близко не подходить.


Кришнаиты выглядели более дружелюбно. Около трех минут я снимал их песнопения. Однако поняв, что никаких других слов, кроме «Харе Рама. Харе Кришна», в песне нет, пошел изучать публику фестиваля дальше. За главным зданием наткнулся на милиционеров. Их было около десяти человек. Они охраняли шашлычную. Как я понял, шашлыки им выдавались за счет заведения. Мои 100 граммов шашлыка обошлись мне в 130 рублей.


Изредка милиционеры парами прогуливались по территории. Но в царстве трезвости для них не было никакой работы. «Единственное развлечение – покурить», - с досадой сказал мой товарищ, глядя на эту картину благоденствия. Правда, были и плюсы. Например, те, кто приехал с детьми, могли развлечь свое чадо скаканьем на батуте или катанием на лошади. Хотя, чтобы попрыгать на батуте, необязательно уезжать за тридцать километров от города.


На фестивале были и свои несогласные. К плакату про «Могущество трезвой России» вышел мужик в ковбойской шляпе и начал демонстративно пить пиво. К сожалению, кроме нас его скромную акцию протеста могли оценить только трое ребят, которые сидели напротив сцены и играли на гитаре. Но по их виду было понятно, что им все равно.


Продавщицы в буфете сетовали, что в этот раз выручка небольшая. В прошлые годы народу было больше, а значит и пирожков к концу дня оставалось меньше. Продавщицы, впрочем, объясняли низкую явку покупателей размытыми дорогами. Дорога и правда была жуткой. Во-первых, на подъеме к поляне фестиваля от Болгур дорога больше походила на полосу препятствий. Не многие решались взобраться на эту гору на своем железном коне. Даже пешком вскарабкаться на нее было не так-то просто. Во-вторых, подъезд к деревне по трассе был перекрыт ремонтниками. И поэтому до места приходилось добираться в прямом смысле огородами. Не зная маршрута, можно было легко заблудиться.


Наверное, погода, конечно, сыграла свою роль. Однако навязчивая и бездарная пропаганда трезвости отпугивала не меньше грязевого месива. Всё-таки фестивали существуют для отдыха, а не для того, чтобы людям там промывали мозги, пусть даже правильными и разумными идеями. Если так пойдет и дальше, то через пару лет фестивалю «Бабушкина дача», видимо, придется уйти на заслуженную пенсию.