Пока я ехал по Сарапульскому тракту, не покидало ощущение нереальности происходящего, и только тормознувший машину сотрудник ГИБДД привел меня в чувство. «Там все перекрыто, туда не пустят», - он как-то нервно махнул в сторону дороги на село Яган, что в двух километрах от Пугачево. «Ну попробовать-то можно?» - не мог не спросить я. «Да езжай, я вообще, честно говоря, не понимаю, зачем меня сюда поставили», - ответил полицейский и отошел в сторону.


За несколько километров от Ягана, в деревне Кичево, действительно расположился пост ГИБДД, который не пропускал ни одной машины, кроме, разумеется, пожарных, правительственных и себе подобных. Но тех, кто шел пешком по направлению к взрывам, почему-то не останавливали. В этом я убедился на собственном опыте, никто и не пытался помешать мне добраться до Ягана.


По пути меня подхватила попутка. Водитель - житель села Яган - знал объездную дорогу через лес, по ней и объехал пост ГИБДД. «У меня все повышибало, но дом вроде цел», - говорил он, быстро затягиваясь сигаретой и переключая коробку передач. «Но это же пи…ц, ты подумай, они там наворовали этих припасов и, чтобы скрыть следы, решили это все дело поджечь, а мы страдай», - делился своей версией случившегося мой попутчик. По прибытии в Яган мы расстались. Я пожал руку подкинувшему меня мужчине и отправился по центральной улице села, а он поехал проверять свое имущество.


Было пустынно, и только у центрального магазина наблюдалось оживление. Оставшиеся жители села подтянулись сюда кто за чем, самым же ходовым товаром в этот день была водка. Практически сразу после моего появления случилось событие, всколыхнувшее собравшихся. Больше всех, правда, разволновался наряд полиции, находившийся тут же, - из-за угла магазина появился мужчина с длинной трубой на плече (так мне сперва показалось). «Ты что, ты что несешь?» - заикаясь, спросил мужика молодой сотрудник полиции. «Дак ракету ху.., в огород еб...ась» - улыбаясь, ответил тот. «Ложись б…я! Ложи её еб…мать!» - проорал полицейский. Мужчина послушно положил ракету на землю и прилег рядом. Его, конечно, тут же отогнали от опасной находки и попытались отцепить место, где лежала ракета. Однако, несмотря на «оцепление», сельские жители продолжали подходить к снаряду и с нескрываемым любопытством его разглядывать.


Эвакуация


Разбитые окна, покосившиеся дома, мертвые собаки на дороге. Таким увидел я опустевший Яган. «Первыми эвакуировали Агрыз, потом Малую Пургу, и только ближе к шести утра, когда тут уже земля под ногами дымилась и снаряды были в каждом огороде, пришли автобусы, чтобы эвакуировать нас!» - рассказал Алексей, житель села Яган. По всему выходило, что СМИ, распространившие информацию о том, что к трем часам ночи все жители близлежащих сел и городов были в полном составе эвакуированы, либо лукавили, либо были введены в заблуждение. В Ягане эвакуация началась лишь спустя шесть часов после первого взрыва.


Тут же две бабушки мирно сидели и гладили своих коз. «А нам никто и не предлагал эвакуироваться, вот и сидим, - сетовала одна из седовласых старушек, - ночью было страшно, сейчас ничего уже, терпимо». «Кто как выбирался, у кого машины были, а кто и пешком убежал», - добавила вторая.


Я без дела гулял по селу, по телефону мне сообщали, что, судя по новостям, над местом пожара должна кружить авиационная техника. Однако ни вертолетов, ни самолета, сбрасывающих воду, до двух часов дня над продолжавшим взрываться арсеналом не было видно. Первый самолет, появившийся в небе над районом пожара, я увидел только ближе к трем часам.


Мародеры


«Троих мародеров уже сегодня поймали в поселке, - сказал полицейский в каске, бронежилете и с автоматом на плече и, закурив сигарету, грустно добавил: - Ночь будет тяжелая». Защищать имущество соседей от мародеров собирались и сами жители села. «Ночью мародеры полезут в магазин, я останусь, буду отгонять, поэтому и не уехал с семьей, - сообщил один из жителей Ягана - Андрей. - До дома недалеко, заодно буду и за ним присматривать, жалко только одна пачка сигарет осталась. Главное, чтобы не громыхало так больше и снаряды не летели, как ночью. Я когда курил ночью в огороде, услышал свист над головой, лег на землю, думаю, все, конец, и тут в 20 метрах от меня как бабах, не сильно, правда, просто в землю воткнулась эта штука». Вначале, по словам Андрея, он сам и прибежавшие к нему соседи не решались подойти к снаряду, но уже через пять минут осмелели и снимали то, что можно было снять с упавшей ракеты. «Потом саперы приехали и забрали все, что осталось», - рассказал Андрей. «В каждый второй огород прилетела такая штука, кое-где осколки попали прямо в дома, вон в столовой дыра, видишь?» - и Андрей указал на дыру в стене здания с вывеской «Столовая».


Взрывы


Мертвая собака лежала посреди дороги. Перед смертью животное долго дергалось в конвульсиях, от чего в пыли остались следы. Такие следы оставляют в сугробах зимой дети, когда падают навзничь и, играя, машут руками. Но тут это, конечно, не было игрой. Собаку никто с дороги не убирал. Не успевали увозить снаряды из деревни. Так что до мертвого пса, естественно, никому дела не было.


Взрывы в паре километров от Ягана продолжались с завидной периодичностью - каждую секунду-две. Иногда закладывало уши, иногда казалось, что земля ходит под ногами. Но через несколько часов перестаешь их замечать, привыкаешь. «Только что передали, в 15 часов будет пи…ц, повышенная готовность», - сказал один пожарный своим коллегам. И все быстро стали облачаться в противопожарное обмундирование. «Идите отсюда, в три часа будет вторая волна, крупный взрыв!» - крикнул пожарный, оглянувшись на нескольких алкашей, сидящих у магазина. До обещанной «второй волны» оставалось 45 минут.


Еще выяснилось, что между Яганом и Пугачево проходит газопровод, и, если взрывы и пожар повредят трубы, от Ягана, Пугачево, Малой Пурги и Агрыза останутся только руины. Однако неэвакуированным жителям Ягана, казалось, было уже все равно. К местному магазину подтягивались бабушки, женщины, мужчины, покупали еду, сигареты. Продавцы жаловались, что им страшно и они очень хотят уехать, но начальство не отпускает.


Мощность взрывов нарастала, дым из черного превращался в белый, из белого в серый. Бум, бум, бум… Между тем, несмотря на неспадающую череду взрывов, ничего страшного не случилось ни через час, ни через два. Ближе к шести вечера периодичность взрывов заметно уменьшилась – примерно до одного взрыва в минуту, а дыма не стало совсем. Пожар, по всей видимости, к этому времени действительно был локализован. Магазин закрылся, а в опустевшую деревню постепенно стали возвращаться люди, чтобы начать латать свои дома. Теперь в каждом доме, по словам жителя Ягана Андрея, есть свой военный трофей в виде небольшой ракеты. А президент Удмуртии Волков пообещал помочь тем, чьи дома пострадали от взрывов, досками и шифером...


P.S.


К концу дня, сидя во дворе одного из домиков вместе с его хозяином, я никак не мог избавиться от ощущения, что это просто сон. Вот я наливаю водку в рюмку, а за спиной летают вертолеты, гремят взрывы, хозяин дома показывает место в огороде, куда упал снаряд , мы уже прощаемся, и мужчина направляется к магазину, чтобы охранять его от ночных мародеров.