Первого апреля, в День дурака, администрация Ижевска через СМИ оповестила жителей города о том, что перечень междворовых проездов, нуждающихся в первоочередном ремонте, будет формироваться с учетом мнения ижевчан. Высказывать свои пожелания гражданам было предложено с помощью трех каналов связи, два из которых принадлежат исключительно «партии власти». Оставить заявку на ремонт тротуара в собственном дворе можно было или через пять районных общественных приемных «Единой России», или на интернет-форуме удмуртского отделения этой же партии, или через официальный сайт столицы Удмуртии izh.ru.


Ижевчане на этот призыв не откликнулись. По крайней мере, на «единороссовском» интернет-форуме, ненадолго ожившем в прошлом году в связи с проектом «Новые дороги городов России», за два с лишним месяца не было оставлено ни одного сообщения. В список наиболее часто задаваемых вопросов к чиновникам (по версии интернет-приемной izh.ru) дорожные ремонты-2011 тоже не вошли.


Всего из бюджета РФ на дорожный ремонт Ижевску было выделено 474 млн рублей, что почти на четверть меньше, чем в 2010 году. Из этой суммы 316 млн рублей направлено на ремонт асфальтового покрытия дворовых территорий и подъездов к ним, еще 158 млн рублей – на ремонт 2 перекрестков и 11 участков магистральных дорог общей длиной около 8 километров (если грубо считать расстояния по карте). Кстати, официальные представители администрации Ижевска, обозначая объем работ, предпочитают называть другую цифру – 110 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Звучит солиднее.


В погонных ли, в квадратных ли метрах – в том, что касается ремонта магистралей, размер обязательств, взятых на себя ижевскими властями, понятен хотя бы приблизительно. Иначе дело обстоит с дворовыми проездами. Здесь еще на этапе размещения муниципального контракта – зимой этого года – начали происходить настоящие чудеса.


Нужно пояснить, что к освоению «дворовых» денег местные чиновники стали готовиться задолго до того, как были пройдены все формальности согласования траншей с российским правительством. Уполномоченный представитель Удмуртской Республики, согласно телеграмме главы Минрегионразвития РФ Басаргина и графикам министерства, должен был прибыть в Москву «с формами заявок, печатью субъекта РФ и оригиналом доверенности» 24 марта; к этому времени контракт на право потратить еще не выделенные средства власти Ижевска уже заключили.


Заседание комиссии соответствующего аукциона состоялось 7 февраля. Заявку на участие в торгах со стартовой ценой 332,7 млн рублей подали два претендента: МУП г. Ижевска «Трест Дормостстрой», выступавшее главным дорожным подрядчиком также и в прошлом году, и ФГУП «УССТ №8 при Спецстрое России» (цена контракта несколько больше федеральной субсидии, так как последняя выделялась на условиях софинансирования из местных бюджетов). А вот теперь внимание: комиссия под председательством замминистра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Юлии Башковой единогласным решением не допустила УССТ-8 к участию в аукционе на основании того, что к заявке этого предприятия не была приложена доверенность на имя его представителя на торгах. То есть подразделение Спецстроя, отметившее недавно свое 70-летие и приложившее руку к десятку престижнейших «волковских» строек, прохлопало борьбу за контракт на треть миллиарда из-за бумажки, цена которой – бумага да краска в принтере? Очень правдоподобно.


Аукцион не состоялся. Единственный оставшийся его участник, «Трест Дормостстрой», получил право заключения контракта с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска без торгов, которым и воспользовался. Согласно записи в реестре муниципальных контрактов столицы Удмуртии, цена контракта до рубля соответствует максимальной цене несостоявшихся торгов. Сложно это как-то комментировать. То, что процедура отрытых торгов и конкурсов при реализации по-настоящему дорогостоящих бюджетных проектов в Удмуртии не работает, давно известно. Добавить нечего.


Корреспондент «Д» попытался выяснить из документации аукциона – что, собственно, планируется отремонтировать на средства федеральной субсидии. И выяснил, что сведений об этом в документах нет. Есть только коротенькая таблица в одном из приложений, устанавливающая типовые объемы работ на 100 квадратных метров площади: сколько на каждом таком участке потребуется снять асфальта, сколько насыпать щебня, уложить асфальтобетона, налить битума, уложить бордюрных камней и так далее. Перечень объектов (дворов, для которых администрация Ижевска заказывает ремонт) там отсутствует. Определен лишь предельный объем общей площади ремонта для каждого района города, в рамках которого у заказчика (управления ЖКХ) - полный простор фантазии: в соответствии с контрактом конкретные адреса для ремонта чиновники будут в течение лета называть подрядчику в «письмах-заказах», которые, кстати, нигде не публикуются.


Пришлось сравнить этот пакет документов с муниципальными контрактами других городов, проводящих аналогичные работы в 2011 году (Тверь, Волгоград, Белгород, Казань, Уфа и другие), чтобы выяснить, насколько ижевский «типовой объем работы на 100 квадратных метров» соответствует общепринятой практике ремонта дворовых проездов. Но это тоже ни к чему не привело: все столицы регионов оговорили с подрядчиком конкретные объемы работ для каждого конкретного объекта (их перечень с адресами – неотъемлемая часть соответствующих контрактов). Из всех проверенных городов кота в мешке заказывают только в Ижевске.


Но и это еще не все. Предельные объемы работ по каждому району Ижевска, первоначально выставлявшиеся на аукцион, незадолго до рассмотрения заявок претендентов-подрядчиков были сокращены на четверть (с 191.858 до 147.465,5 кв. м). «Типовой объем работы» на 100 квадратов по ряду пунктов также был сокращен в сторону уменьшения: чиновники детализировали его, разделив на две графы («тротуар» и «придомовой проезд»), и резко понизили требования в «тротуарной» части. Требования по объему работ с щебнем сократились вдвое и для ремонта придомового проезда тоже. И все это - без изменения цены контракта! Здесь возникают уже совсем серьезные вопросы. Утверждал все эти решения заместитель главы администрации Ижевска – начальник управления ЖКХ Иван Маринин.


Три недели назад, 16 мая, информационные агентства распространили заявление президента Удмуртии Александра Волкова о том, что для решения проблемы качества ижевских дорог требуется не менее 4,5 млрд рублей из федерального бюджета (то есть в 9 раз больше, чем выделено в этом году). «Дороги – это очень дорогостоящее удовольствие, - цитировало президента Волкова агентство ИТАР-ТАСС. - И чтобы они были хорошие, на них нужно тратить в пять раз больше денег, нежели у нас есть». Александр Волков «также подчеркнул, что каждый рубль, выделенный на ремонт полотна, нужно расходовать по-хозяйски, бороться за качество и строго контролировать строителей», передавал корреспондент агентства слова президента. Волков заметил, что надеется на новую администрацию Ижевска, которая, по его словам, «пожестче будет этим вопросом заниматься». Аппетит, конечно, хороший. А вот «надеялся», получается, зря.