Относительно стабильная ситуация, когда обеспечением работы общественного транспорта в почти 100-тысячном городе занимались семь частных перевозчиков, начала резко меняться в конце прошлого года. До этого считалось, что городу для обеспечения жителей услугами общественного транспорта достаточно всего 67 автобусов. Вызывающая недовольство сарапульчан длительность перевозок по некоторым маршрутам связана с особенностями планировки Сарапула и не решается, по мнению специалистов, одним только введением дополнительных маршрутов.


Тем не менее с конца прошлого года на дорогах Сарапула появились новенькие «Форды», полученные государственным ОАО «Удмуртавтотранс» по лизингу при поддержке Правительства УР. Причём их пустили на действующие и наиболее загруженные маршруты. Сарапульские власти, которые раньше отказывали новым перевозчикам, объясняя свою позицию тем, что появление дополнительных автобусов создаст угрозу безопасности движения, в случае с «Удмуртавтотрансом» без лишних вопросов согласовали расписание движения их автобусов по трём из двадцати городских маршрутов – 12-му, 19-му и 91-му. И продолжают согласовывать новые. Когда корреспондент «Д» на прошлой неделе наблюдал за работой общественного транспорта Сарапула, мимо проехали сразу несколько удмуртавтотрансовских «Фордов» с номерами маршрутов 7 и 29.


Для справки:

В соответствии с п. 6.2 СНиП 2.07.01-89 затраты времени в городах с населением 100 тыс. человек на передвижение от мест проживания до места работы для 90% жителей не должны превышать 30 минут (в один конец). Однако структура Сарапула, выполненная в виде ряда микрорайонов, не позволяет соблюсти данное требование. К примеру, путь от центра до завода «Элеконд» составляет около получаса, но добраться до «Элеконда» из района «Гудок» за данное расчётное время не представляется возможным. Причём введение дополнительных маршрутов, по мнению экспертов, не будет иметь решающего значения, так как данный параметр определяется расстоянием между микрорайонами, а не недостатками транспортной системы.


«Мы планируем занять в течение 5-6 лет 70 % рынка», – признался в претензиях на монополию анонимный посетитель городского сайта sarapul.ru, подписавшийся ником «Udmavto». Здесь же в созданной на местном интернет-форуме теме «Сарапульские автобусы - кто главный?» обнаружился пост, подписанный первым заместителем генерального директора ОАО «Удмуртавтотранс». «Рад, что наша работа не осталась незамеченной, – написал Владимир Смирнов. - Подумать только, мы заняли 5% рынка и произвели этим эффект разорвавшейся гранаты. Мое мнение - перевозчики г. Сарапула уже не ждали появления конкурентов и начали меньше времени уделять качеству транспорта и современным технологиям».


Представители местных перевозчиков, с которыми встретился корреспондент «Д», утверждают, что стараются обновлять автобусы каждые пять лет, эксплуатировать их дольше экономически нецелесообразно. По словам индивидуального предпринимателя Вячеслава Мальцева (ИП Мальцев В.В.), ежегодно он покупал по шесть новых автобусов, но в этом году не сможет этого сделать, так как с приходом в Сарапул «Удмуртавтотранса» выручка всех местных предприятий общественного транспорта существенно снизилась. «У всех были свои планы модернизации согласно требованиям меняющегося законодательства, - говорит другой сарапульский предприниматель Сергей Тычинин (ИП Тычинин С.Е.), - с падением выручки заниматься этим стало сложнее». По его мнению, «Удмуртавтотранс» вытесняет малый бизнес с рынка услуг по перевозке населения не только в Сарапуле, но и в других городах – Можге, Воткинске и Глазове. При финансовой и административной поддержке со стороны Правительства УР этот процесс идёт достаточно быстро.


Для справки:

Из 108 остановочных комплексов в Сарапуле 29 остановок не имеют заездных карманов, 29 – имеют заездные карманы меньшей ширины, чем полоса движения, 32 остановочных комплекса могут принимать не более одного автобуса, 11 – не более двух автобусов, 6 – не более 3 автобусов, центральная остановка города – не более 9 автобусов. Количество остановочных пунктов, пропускная способность которых не соответствует существующей интенсивности движения автобусов, составляет 72 процента. Число остановочных пунктов соответствующих пропускной способности, равной одному автобусу, составляет 12 процентов, двум автобусам – 9 процентов, более трёх – 7 процентов.


«В лизинг приобретено 140 единиц техники за 2007-2009 годы, – делится с посетителями форума на сайте sarapul.ru первый заместитель гендиректора ОАО «Удмуртавтотранс». - Мы хотим работать на улицах вашего города для того, чтобы заработать, обеспечить свои семьи, но при этом предоставить своим пассажирам лучший сервис по сравнению с конкурентами».


«Сладкое слово «монополия»! – вступил с ним в дискуссию кто-то из посетителей форума. - Мечтаю быть монополистом да еще получать денежки из казны - зарплату можно урезать, интервал между автобусами раздвинуть, работать только в час пик, автобусы поставить поменьше, кондукторов уволить, никто же другой не подъедет и не заберет моих пассажиров. Меньше 15 лет прошло, быстро мы забываем плохое! Когда на линию выходило менее 30 автобусов СПАТО, и то для того, чтобы выполнить процент выхода. Около половины автобусов сразу сходило с линии. Уважаемые, неужели вы до сих пор не поняли - идет передел и захват рынка перевозок по всей республике, подбираются остатки того, что еще осталось, им конкуренты под ногами не нужны».


До прихода в Сарапул «Удмуртавтотранса» на 20 городских маршрутах общественного транспорта общей протяжённостью 435 км ежедневно работало 77 автобусов.

Общее количество посадочных мест, одновременно предоставлявшихся автобусным парком Сарапула, составляло 1834 места, а общее количество пассажиров, перевозимых сарапульскими перевозчиками, колеблется в пределах от 35 до 55 тыс. человек в день. При этом около половины пассажиров приходится на автобусы всего двух маршрутов – 19-го и 91-го.


Как выяснилось, у чиновников Администрации МО «город Сарапул» имеется на руках «Исследование безопасности и качества перевозки пассажиров в Сарапуле», проведенное летом 2010 года специалистами Нижегородского государственного технического университета им. Алексеева по заказу сарапульских перевозчиков. Согласно данному документу плотность пассажиров в салонах автобусов ещё до прихода в Сарапул автобусов «Удмуртавтотранса» была в 1,5-5 раз меньше, чем это допускается пунктом 6.26 СНиП 2.07.01-89, а плотность автобусных маршрутов - 2,5 км/кв. км укладывается в требования данного СНиПа.


По мнению экспертов, проводивших исследование, транспортная инфраструктура г. Сарапула сейчас (Прим. - июль 2010 г.) справляется с существующим транспортным потоком. Однако пять основных магистральных улиц общегородского значения по своей ширине не соответствуют интенсивности движения, имеющейся в настоящее время. Таким образом, для увеличения интенсивности движения необходимо увеличить ширину таких улиц, как Ленина, Азина, Путейская, Гончарова и К. Маркса, до величины 14-15 метров. Кроме того, согласно рекомендациям экспертов, следует учитывать, что повышение интенсивности движения на 10-20% приведёт к переходу к первой категории таких улиц, как Советская и Ижевский тракт, что также приведёт к необходимости увеличения ширины проезжих частей этих дорог.


Кроме того, как выяснилось в ходе исследования, 94 процента остановочных комплексов в Сарапуле не имеют запаса по увеличению пропускной способности автобусов. Потенциал остальных тоже невысок – лишь 1 процент остановок могут увеличить одновременный приём автобусов с одного до двух, 4 процента – с двух до трёх и 1 процент – до девяти автобусов. В связи с этим, согласно выводам экспертов, увеличение количества автобусных маршрутов в Сарапуле сегодня возможно лишь в случае реконструкции большинства существующих остановочных пунктов.


Все эти рекомендации городские власти проигнорировали. В настоящее время на дорогах Сарапула к 77 автобусам местных перевозчиков добавились 23 автобуса «Удмуртавтотранса». Автопарк общественного транспорта, таким образом, за полгода увеличился почти на четверть. Что, по неофициальным данным, уже привело к росту числа ДТП и общему снижению уровня безопасности на дорогах. Осложнились, как утверждают перевозчики, и кадровые вопросы – квалифицированных водителей и кондукторов, желающих работать в нервозной и экономически нестабильной обстановке, в городе найти становится всё сложнее.


Для справки:

Средняя длина одного автобусного маршрута в Сарапуле составляет 22 км (минимальная – 8 км, максимальная – 33,7 км). Общая длина улиц, на которых организовано автобусное движение, - 40 км (без учёта маршрута в с. Сигаево). Средняя длина поездки, определённая методом наружного наблюдения, составляет 5 км (минимальная – 1 км, максимальная - 12 км).


В апреле УФАС, рассмотревшее заявление шести сарапульских перевозчиков, признало действия ОАО «Удмуртавтотранс» в 2011 году недобросовестной конкуренцией, но лишь в отношении работы на одном из маршрутов (№19). С тех пор «Удмуртавтотранс» успел получить добро городских властей на обслуживание ещё двух уже существующих маршрутов, а правительство республики приняло постановление о выделении предприятию субсидии на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным на приобретение подвижного состава, а также части лизинговых платежей по лизингу транспортных средств.


Если власти не пересмотрят транспортную политику, то в ближайшей перспективе, как считают сарапульские перевозчики, с маршрутов уйдут автобусы большой вместимости, эксплуатация которых сегодня стала экономически нецелесообразной из-за перехвата пассажиропотока и, соответственно, снижения выручки. В настоящее время в Сарапуле пассажиров перевозят 18 такого типа автобусов марки ЛИАЗ 5256 (110 мест) и Hyundai AS-540 (97 мест). Остальной автопарк (58 автобусов) - это различной модификации ПАЗы (от 41 до 50 мест). Удмуртавтотрансовские «Форды», равнозначные по вместимости с отечественными «ГАЗелями» (тесные и неудобные для часов пик), этот уход компенсировать не смогут даже увеличением их количества. Как показало исследование, к такому повороту сегодня не готова и транспортная инфраструктура Сарапула, которая «встанет» с увеличением состава общественного транспорта.


«Если власти действительно хотят повысить качество обслуживания пассажиров в городах и развивать в них общественный транспорт, они должны заниматься расширением дорог и приведением транспортной инфраструктуры в соответствие с нормами, – говорит Роберт Рыбаков, руководитель Сарапульского местного отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ». - Искусственное воссоздание обанкротившейся в своё время монополии не решает транспортных проблем города. Всем известно о намерениях республиканского руководства приватизировать предприятия общественного транспорта в интересах узкого круга лиц. В Ижевске этот процесс, который связывают с лоббированием со стороны премьера Юрия Питкевича, уже начался с продажи пакетов акций ИПОПАТ. Мало кто сомневается, что те же планы могут быть и в отношении ОАО «Удмуртавтотранс». Но одно дело приватизировать «Удмуртавтотранс» в его нынешнем состоянии, и совсем другое - отдать в частные руки монополиста в сфере общественного транспорта в четырёх городах республики».