Процесс принятия решений правительства, министерств и ведомств Удмуртской Республики, естественно, не предусматривает учета мнения населения по каждому конкретному поводу (хотя часть проектов будущих официальных документов на сайтах все же публикуется). Поэтому прежде всего смысл раскрытия информации на интернет-сайтах заключается в возможности быстрого доступа граждан к уже принятым нормативным актам, а также, в случае необходимости, в выявлении должностного лица, ответственного за те или иные действия государства. К настоящему моменту на официальных сайтах органов исполнительной власти УР сформировался колоссальный массив сведений обо всех сферах жизни республики. Складывается впечатление, что темпы ознакомления граждан с этими публикациями, к сожалению, серьезно отстают от скорости накопления данных.


Каждое из 19 министерств Правительства Удмуртской Республики имеет официальный сайт, использующийся в качестве основной площадки для публикаций (кроме документации по государственному и муниципальному заказу – она сконцентрирована на сайте goszakaz.udm.ru). Часть из них копирует дизайн и структуру сайта Администрации Президента и Правительства УР udmurt.ru (и создана в той же системе управления), некоторые имеют оригинальное оформление. Отметим, что при разработке этих сайтов для их хозяев, судя по всему, важнее всего было в точности исполнить букву нового федерального законодательства – в результате рубрикаторы сайтов представляют собой краткое содержание одного из пунктов закона №8-ФЗ, перечисляющего категории информации, подлежащей обязательному раскрытию в сети Интернет («нормотворческая деятельность», «административные регламенты», «участие в целевых программах»…). На практике такое «меню» довольно враждебно смотрит на рядового пользователя.


Из чего состоит обыкновенный официальный сайт республиканского министерства? Рассмотрим для примера сайт Минздрава УР. Его разделы можно поделить на две категории: «статические» и «живые». К первым относятся странички с контактными телефонами руководителей, ссылками на федеральное и республиканское законодательство в сфере здравоохранения, стандартами и регламентами госуслуг, памятками населению по профилактике и лечению распространенных заболеваний, итоговыми докладами прошлых лет и т.п. В «живой» части сайта выкладывается оперативная информация о деятельности министерства: в разделе «новости» - поздравления с праздниками, дежурные сообщения о проведенных совещаниях и сводки обновлений сайта; в разделе «документы» - рутина министерства (изменения цен на жизненно необходимые лекарства, приказы о диспансеризации населения и разного рода бумажная бюрократия); в разделе «онлайн-консультации» практикующие врачи отвечают на вопросы посетителей.


Среди материалов сайта есть интереснейшие документы – например, так называемый паспорт программы модернизации здравоохранения Удмуртии на 2011-2012 годы. Это именно тот очередной «партийный проект» «Единой России» с бюджетом более 6 млрд рублей, который с прошлого года без устали рекламирует аппарат партийно-государственной пропаганды УР. Пиар пиаром, а ревизия сферы здравоохранения была проделана впечатляющая: из 222-страничного «паспорта» можно выяснить хоть объемы будущих вложений в ремонт отдельно взятой больницы с точностью до 10 рублей, хоть количество самоубийц на душу населения Удмуртии или уровень младенческой смертности. Масса сведений содержится и в других документах, касающихся участия Минздрава УР в реализации ведомственных и республиканских целевых программ.


Одним из наиболее активных выглядит сайт Министерства экономики УР. Здесь еще больше документов, незаслуженно обойденных вниманием граждан и средств массовой информации. Один из докладов министерства, например, дает понять, что неизменные восторги проправительственных СМИ Удмуртии о принятии очередной амбициозной целевой программы как минимум преждевременны, поскольку бюджет УР не выдерживает заявленных на бумаге объемов финансирования. Так, на обеспечение программы развития жилищного строительства в бюджете УР на 2011 - 2013 годы заложено лишь 40 процентов от необходимых средств, на развитие автомобильных дорог – 14 процентов, на газификацию – 50 процентов, на борьбу с туберкулезом – 6 процентов, на программу «Чистая вода» - 2,5 процента, на развитие городского транспорта – 4,2 процента и так далее. Это крупнейшие проекты Правительства УР. На 100 процентов от проектного финансирования деньгами из бюджета обеспечиваются лишь небольшие программы стоимостью 10-20 млн рублей.


Или, допустим, кто знает о том, что Министерство экономики УР по эффективности расходования бюджетных средств ставит Ижевск на последнее место после всех остальных городов Удмуртии? Между прочим, лидер рейтинга, город Глазов, по этому показателю превосходит столицу региона почти втрое. В этом же докладе (за 2009 год, так как свежий документ пока не опубликован) и по общему рейтингу городов республики Ижевск тоже стоит на пятом месте из пяти возможных. Деятельность городской администрации, по оценке Минэкономики УР, хуже ижевчан в 2009 году оценивали только жители Сарапула.


Точно так же на сайте Министерства культуры УР можно выяснить, в какую сумму обходится жителям Удмуртии непрерывная пропаганда ЕР и лично президента Волкова при помощи ТРК «Моя Удмуртия» (в 2011 году - 78,5 млн рублей), а на сайте Министерства имущественных отношений можно наблюдать за ходом приватизации государственной собственности УР и текущими продажами казенной недвижимости. Совокупный объем информации, вышедшей в открытый доступ после принятия закона №8-ФЗ, так велик, что общее представление о нем трудно получить даже после длительной прогулки по официальным сайтам, не говоря уже о газетном обзоре. Трудность восприятия усугубляет и сырая конструкция сайтов – с перекрестными ссылками, лишними переходами и т.д. Но результат в целом оправдывает затраченные усилия.


Единственное министерство Правительства Удмуртской Республики, к сайту которого в настоящее время нет доступа, – это Министерство финансов. По адресу mfur.ru сейчас можно найти только уведомление: «срок регистрации домена закончился». И лишь в кэше поисковых систем есть свидетельства того, что еще на прошлой неделе сайт Минфина УР был доступен и активно обновлялся. В общем-то, символично, что оплатить продление регистрации доменного имени забыла именно та структура, которая должна следить за движением средств республиканской казны.


Еще более курьезным выглядит тот факт, что самым «дохлым» выглядит сайт Министерства информатизации и связи УР, созданного в прошлом году. «Новости» министерства, обновляющиеся достаточно регулярно, представляют собой бессодержательные сообщения о бесконечных совещаниях. Раздел «мероприятия» анонсирует те же совещания, конференции и форумы.


А раздел «деятельность министерства» заполнен положениями об оплате труда сотрудников министерства, служебном распорядке сотрудников министерства, требованиях к квалификации сотрудников министерства, почетной грамоте министерства, внесении изменений в положение о почетной грамоте министерства и т.д. В чем заключается деятельность Минсвязи УР, кроме участия в круглых столах и форумах, установить по его официальному сайту пока что не представляется возможным.


Уже сейчас можно сделать вывод, что принятие закона №8-ФЗ сыграло в деле открытости органов власти и доступности официальных документов очень позитивную роль. Страница с необходимой гражданину информацией, даже спрятанная в недрах самого запутанного правительственного сайта, все равно найдется при помощи Яndex или Google. Другое дело, что для большего удобства интернет-общения жителей Удмуртии с собственным правительством эти сайты еще предстоит доработать напильником – как пользователь, а не как специалист говорю.





Министерство здравоохранения УР

http://www.minzdravur.ru


Министерство имущественных отношений УР

http://www.miour.ru


Министерство информатизации и связи УР

http://minsvyaz.udmurt.ru


Министерство культуры, печати и информации УР

http://kultura.udmurt.ru


Министерство лесного хозяйства УР

http://www.minlesudm.ru


Министерство национальной политики УР

http://www.minnac.ru


Министерство образования и науки УР

http://www.udmedu.ru


Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР

http://www.minpriroda.ru


Министерство по делам молодежи УР

http://molodoy.udm.ru/


Министерство по физической культуре, спорту и туризму УР

http://sportturizm.udmurt.ru


Министерство промышленности и энергетики УР

http://udm-mpt.ru


Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР

http://udmapk.ru


Министерство социальной защиты населения УР

minsoc.udmurt.ru


Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР

http://www.minstroy.ru


Министерство торговли и бытовых услуг УР

http://mintorg.udmurt.ru


Министерство транспорта и дорожного хозяйства

http://mindortrans.su/


Министерство труда УР

http://mintrud.udmurt.ru


Министерство финансов УР

http://www.mfur.ru


Министерство экономики УР

http://economy.udmurt.ru