В спектакле соблюдена тонкая грань, отделяющая чернуху и слезливо-сопливую душещипательность от объективной, реалистичной позиции. Это не приукрашенная, но и не слащаво-трагичная история жизни нескольких подростков, которых волей школьной администрации поместили в коррекционный класс. Эти дети никогда не ездят на экскурсии, как другие классы. Да и вообще у них всё по-другому.


Всё по-другому, включая отношение учителей. «Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!» В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело заржала. Другая половина - та, у которой сохранились мозги, насторожилась. И было отчего. Я думаю, что в тот день это самое слово - «милосердие» - прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе». Ироничное изображение псевдосострадающей учительницы Светлана Шанская, режиссёр театра «Птица», показала через видение учеников «Е» класса. Они как бы надевают маску учителя, примеряют на себя его роль, изображают, иронизируют. По-другому дети изображают другого учителя - учителя географии, того, кто не понимает, почему этот класс фактически изолируют от всей школы и не пускают на экскурсии. Его борьба со сложившимися нормами тоже показана через представления о нём учеников. Класс позиционирует себя как отдельную, отторгнутую ячейку общества, через речитативы, придуманные режиссером. Ритм держат за счёт прыжков и прихлопываний. Получается чёткий, рубленый, почти лозунговый текст:


«А» класс - это класс спонсоров, там учатся только дети спонсоров.


«Б» класс - это благополучные дети, у них всё хорошо в семье, в школе, на улице, с деньгами.


«Г» класс – это крутые парни, у них всегда все в порядке, они все держат в страхе всю школу.


«Е» класс… - тут дети замирают, даже не зная, как себя обозначить.


Класс коррекции - да. Но что это значит? Значит ли это, что они «особенные», «отсталые», «неправильные» и «ненужные»? Дети не могут найти ответ на этот вопрос.


В класс приходит новенький Юра, мальчик, больной ДЦП, вокруг которого и строится вся повесть, а впоследствии и спектакль. Юра, несмотря на свою болезнь, очень жизнерадостный и смышлёный, чем он и подкупает своих одноклассников. Приезжает Юра на инвалидной коляске. «Это я не хотел вас своей ходьбой в первый день пугать! А так я хожу, да», - говорит он. В этом эпизоде наиболее сильно видна потрясающая работа режиссёра с предметами. Громоздкая инвалидная коляска не так гармонично смотрелась бы на сцене, как находка режиссёра: стул с обручем, а потом его перемещение по сцене во время того, как весь класс катается на ней. С обычной коляской передать скорость и восторг от катания было бы гораздо сложнее. Вообще в спектакле нет каких-либо массивных декораций, все предметы на сцене мобильны и меняются в зависимости от потребностей актёров. Так же дело обстоит с дополнительными персонажами в спектакле - они представлены посредством рисунков. Например, новорождённая Милка из многодетной семьи матери-одиночки, при этом ещё и алкоголички, была нарисована на листе бумаги, что тоже можно отметить как интересную режиссёрскую находку. Что касательно представления персонажей в постановке, тут тоже в ход пошло изобразительное искусство. Так, отпетого дворового хулигана изобразили ломаными линиями, тем самым показывая его негативный настрой по отношению к окружающим.


До прихода главного героя Юры в класс коррекции и нового учителя географии дети уже привыкли к тому, что с ними не считаются. Ведь если политику «отчуждения» «коррекционных» детей ведёт сам директор школы, несложно предположить, какое отношение будет формироваться у учащихся к этому классу. Никто так, как взрослые люди, не формируют картину мира своих детей. Далеко за примером ходить не надо. Молодая мамаша прогуливалась со своим ребёнком по улице, он запнулся о поребрик и заплакал. На что она ему посоветовала: «Плохой бортик! Пни его!» Малыш с радостью исполнил совет. Таким образом, картина мира «жертва-тиран» становится неотъемлемой частью жизни ребёнка. Обидели? Сочти, что незаслуженно и что ты самый несчастный человек в мире. И обидь в ответ, а лучше всего предупреждающий удар, так чтобы наверняка. В таком же состоянии находится и целая школа. А «Е» класс, как загнанные маленькие зверьки, не видят выхода из этой ситуации. На помощь приходит Юра. Вроде бы чему ему радоваться? У него заболевание страшнее и серьёзнее, чем у многих других в классе. Но он всегда улыбается и даже на передразнивание его походки отвечает следующим образом: «Нет, нет, ты неправильно ходишь. Ты вот ногу подволакиваешь, а ты не так колени сгибаешь, я так никогда не делаю. Давайте учиться правильно ходить».


Его жизненная позиция и стойкость очень удивляют одноклассников. Вскоре Юра находит себе в их лице много хороших и верных друзей. Объясняя своё лёгкое отношение к жизни, он показывает им другой мир - «параллельный или перпендикулярный», а может, просто красивую фантазию, которую режиссёр реализовала опять же с минимальным количеством предметов, но с максимальным задействованием героев. Великолепно была изображена трава с земляникой. Актёры просто легли полукругом на спину и шевелили пальцами, как травинки шевелятся от ветра. Вскоре этот мир «грёз» Юра показал всему классу, это был ключевой момент постановки. После которого эти «коррекционные» дети ещё больше раскрываются, и мы видим их совершенно с другой стороны, не такими, какими их пытаются представить педагоги, с их проблемами, мечтами, стремлениями и всей искренностью и, несмотря на жизненные неурядицы, добротой и заботой друг о друге.


Дети видят возможность другой жизни на примере Юры и его родителей. Свою борьбу с обстоятельствами они разворачивают теперь и в мире фантазий, и в реальности под эгидой: «Стой! Не надо оружия…» Юра своим появлением и трагическим финалом смог изменить отношение этих детей к миру и дал им надежду на другую жизнь, о которой они раньше и не мечтали. Речитативы были использованы не только во время представления классов, Светлана Шанская задействовала их и в сцене со спасением Стефании, девочки, у которой было сильное психическое расстройство из-за того, что её делили родители после развода, на фоне которого она перестала разговаривать. Её увели в квартиру старшеклассники из школы. Спасать Стешу отправились всем классом. Пытались прорваться в подъезд всеми возможными способами. Юра и слабовидящий мальчик повторяли охраннику:


- Дяденька, пустите погреться! Дяденька, пустите погреться!


В это время Мишаня пытался прорваться в подъезд:


- Чё, не понятно? Я здесь живу. Чё, не понятно? Я здесь живу.


Момент достиг своего драматического накала, когда приехала милиция, и вместо того, чтобы помочь им вызволить Стешу, сотрудники правоохранительных органов избивают всех мальчиков. Как выясняется впоследствии, Стешу увели дети спонсоров, и их всё равно «отмажут». Однако «Е» класс решил бороться, они находят свой способ спасения Стеши, а также и себя.


Играет в спектакле средняя группа, подростки 13-15 лет. Актёры как будто бы и не играют вовсе свои роли, они живут ими, перевоплощаясь очень достоверно. Так достоверно, что в конце спектакля чётко ощущается горький комок в горле. «Класс коррекции» не получится посмотреть с наслаждением, у него другая, совершенно иная функция. Осмысление и трудная работа души.


Спектакль ижевского театра высоко оценили на фестивале «Пролог-весна» в Москве. В мае «Птица» вернулась в республику со всеми возможными благодарственными словами и наградами, в том числе привезла в Ижевск и самую значимую – Гран-при фестиваля.