Имеющаяся в открытом доступе статистика посещаемости библиотек достаточно обрывистая. По данным социологических опросов «Левада-центра», в 1994 году библиотеками всех типов пользовалось 20,7 процента населения страны, в 1999 году – 18 процентов, в 2003 году - 17,9 процента, в 2005 году - 20,8 процента. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2009 году 50 процентов опрошенных ответили, что ходили в библиотеку несколько лет назад, а 15 процентов россиян вообще никогда не посещали библиотек. Правда, среди людей, никогда не посещавших библиотеки, больше всё-таки не молодежи, а пожилых людей (25% от тех, кто старше 60 лет).


В Удмуртии посещаемость библиотек держится приблизительно на одном уровне. Каждая библиотека имеет план по посещениям и по читателям. Читатели - это посетители, которым была оказана какая-либо услуга; посетители - это те, кто просто приходил в библиотеку. Маленькие районные библиотеки и крупные библиотеки республиканского или областного значения пользуются разной тактикой сохранения читательской аудитории. Крупные библиотеки, имея лучшее финансирование, чем маленькие, создают свои представительства в Интернете, оцифровывают каталоги, создают системы электронного поиска. В 2010 году Национальную библиотеку Республики Карелия посетило 120 тыс. 966 человек, из них 74 тыс. 366 виртуально. Национальную библиотеку Удмуртской Республики в 2010 году посетило порядка 150 тысяч, половина из них - через Интернет. Для сравнения: сайт библиотеки федерального значения ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека России) в 2010 году имел
1,15 млн сеансов обращений. С него было скачано 3 млн 195 тыс. 675 файлов, что составило в сумме 159,9 Гб информации.


Количество читателей Ленинской библиотеки Удмуртии составило в 2010 году, по официальным данным, 22 тысячи человек. Из них только 8 тысяч человек посетило здание библиотеки, остальные получили услуги через Интернет. «Мы сейчас работаем на интернет-пользователя», - признает Галина Шантурова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию и связям с общественностью.


При этом, по крайней мере, если руководствоваться статистикой, Национальная библиотека Удмуртии кризиса популярности не испытывает. В этом году план по читателям за первый квартал выполнен на 161 процент. «Думаю, что к концу года где-то 25 тысяч читателей мы примем», - считает Галина Шантурова. План в этом году – 22 тысячи читателей. При этом максимальное количество посещений за последние годы наблюдалось в 2005 году. Тогда библиотеку посетило всего 30 тысяч читателей.


«Переезд» в Интернет для библиотек - это процесс весьма трудоемкий и сложный. Нужно не просто создать сайт и выложить на нем телефон библиотеки. Главное - перетащить в Интернет каталоги и сами фонды. «Сейчас наша задача оцифровать 100 процентов катологов и 50 процентов фондов», - заявляет Галина Шантурова. 100 процентов каталогов планируют оцифровать до 2014 года. Деньги на это выделяются по республиканской программе, и оцифровка идет полным ходом. Из 11 отделов библиотеки оцифрованы уже каталоги технического отдела, отдела литературы, филологического и краеведческого отделов.


Правда, с оцифровкой фондов все гораздо сложнее. Библиотеки уже несколько лет требуют внести поправки в 4-ю часть главы 70 Гражданского кодекса РФ, которая запрещает оцифровку произведений без договора с автором. «Представляете, если все библиотеки будут со всеми авторами составлять договоры?» - удивляется Галина Шантурова.


Осенью проект поправок в Гражданский кодекс РФ будет еще раз рассмотрен Государственной думой. Это будет уже четвертое рассмотрение проекта поправок.


Что касается небольших муниципальных библиотек, то здесь об оцифровке каталогов даже не мечтают. В ижевской библиотеке имени Ивана Крылова Интернет подключили два месяца назад. Единственное представительство в Интернете – группа в социальной сети «Вконтакте». Работают такие библиотеки, что называется, по старинке. 70 процентов читателей в библиотеке имени Крылова - это дети до 14 лет. В год «Крыловка» принимает 3600 читателей и около 30 тысяч посетителей. Интернет-аудитории у библиотеки нет, так как нет своего сайта. Чтобы привлечь читателей, библиотека проводит театрализованные представления в детских садах, налаживает партнерские отношения с учебными заведениями. Правда, все это держится на одном энтузиазме. «Заведующая и семи тысяч не получает», - призналась мне Олеся Шуняева. Сколько получает обычный сотрудник, я спросить постеснялся. «Маленькие библиотеки должны искать свою специализацию. Уже есть примеры. На Автозаводе библиотека собрала отличный фонд по психологии, сайт у них работает. Нужно специализироваться», - считает Галина Шантурова.


На сколько еще хватит энтузиазма работников библиотеки им. Крылова, никто не знает. «Хочется, чтобы чиновники о нас как-то вспомнили», - говорит заведующая библиотекой Олеся Шуняева. По ее мнению, для развития библиотек муниципального значения необходимо еще в школах вести воспитательную работу, прививая любовь к печатной книге. «И конечно, Интернет. Я считаю, за Интернетом есть будущее», - говорит Олеся Шуняева. Однако сколько бы энтузиазма не было в работниках библиотек, которые готовы работать меньше чем за 7 тысяч рублей в месяц, остается надеяться только на чиновников и депутатов. Надеяться на то, что они всё-таки озаботятся состоянием библиотек раньше, чем кончится энтузиазм библиотекарей.





Исследование «Левада-центра» 2005 года
 

Социальный портрет библиотечной публики (в соответствии с заданными в исследовании показателями) может быть представлен следующим образом:


- 71% пользователей библиотек - люди, работающие в государственном секторе экономики;


- 20% - люди, имеющие скромный среднедушевой доход - до 1500 рублей в месяц, 52% - до 4167 рублей;

 
- 70% этой группы не имеют доступа в Интернет, а 5% ничего не знают о существовании такой сети, хотя сотовый телефон имеется уже в 62% семей;


- самые большие жизненные трудности представителей этой группы связаны с низкими доходами и нехваткой денег (64% пользователей библиотек), плохим здоровьем и трудностями с лечением (18%),
 усталостью и переутомлением (18%), бытовыми проблемами (17%); больше всего они испытывают страх от возможности потерять работу (18%).