В маленькой Камбарке разъезды «волковских» пиарщиков у всех на виду.Политический конфликт в Камбарском районе продолжался более двух лет и был весьма красочен и многообразен. Избранный в 2008 году главой города Андрей Баранов и нанятый сити-менеджер Сергей Сокко, опираясь на поддержку половины депутатов Гордумы, попытались выстроить независимую от районных властей политику в городском хозяйстве. Но разграничить для этого фактические полномочия и имущество в сфере ЖКХ с тогдашним главой Камбарского района Гусманом Ахметвалеевым не получилось. Депутаты Гордумы обвинили районную власть в стремлении сохранить монопольный контроль и непрозрачность финансов в управлении жильем и инфраструктурой Камбарки, а администрация Камбарского района, в свою очередь, стала «гасить» Андрея Баранова в единственной местной газете «Камская новь».


В подавление начавшего проявлять излишнюю самостоятельность Андрея Баранова и его команды постепенно вовлеклась вся «властная вертикаль» Удмуртской Республики. Поучаствовать в уговорах, угрозах и постоянном давлении успел и руководитель Управления Администрации Президента УР по внутренней политике Леонид Кондаков, и председатель Госсовета Удмуртии Александр Соловьев, и бывший глава Ижевска Виктор Балакин вместе с официозным советом глав местных поселений, и «Известия УР» с «Удмуртской правдой» и телеканалом «Моя Удмуртия». В ответ посыпались жалобы и обращения городских депутатов, самого Андрея Баранова и экс-главы Камбарки Николая Щекотурова, указывавших на срыв реформ ЖКХ и местного самоуправления властями Камбарского района. Скандалу, вышедшему на федеральный уровень, посвятила большой материал «Новая газета».


Кстати, еще год назад, окончательно поссорившись с администрацией Камбарского района, представители города жаловались на участившиеся проверки деятельности администрации Камбарки со стороны сотрудников Прокуратуры УР – мол, под Баранова и Сокко органы усиленно «шьют» дело, не давая работать. За долгие месяцы на руководителей Камбарки так ничего и не нашли, зато их главный оппонент, глава Камбарского района Гусман Ахметвалеев, в декабре 2010 года был взят с поличным при получении взятки. Неприглядней всех в этой истории опять выглядел президент Удмуртии Александр Волков, в свое время лично контролировавший утверждение Ахметвалеева в должности главы МО.


Как уже писал «Д», дело закончилось тем, что депутаты-«единороссы» в Гордуме Камбарки, ориентировавшиеся на главу местной ячейки «Единой России» Гусмана Ахметвалеева, заблокировали работу представительного органа. В течение нескольких месяцев они просто не являлись на заседания, лишая сессию кворума и, соответственно, полномочий. Одна из прогульщиц обратилась в суд, суд признал Гордуму бездействующей, президент Волков внес законопроект о роспуске депутатов МО «Камбарское», и Госсовет УР проголосовал «за».


В прошлый четверг, 5 мая, начальник управления Администрации Президента УР Леонид Кондаков в очередной раз посетил Камбарку. Для общения с ним было собрано население, а также кандидаты в депутаты Гордумы Камбарки от «Единой России». В редакции «Д» имеется аудиозапись выступления г-на Кондакова, недвусмысленно свидетельствующая о том, что этот государственный чиновник вопреки законодательному запрету «подрабатывает» в местной предвыборной кампании на одну из партий.


«Есть очень хорошие перспективы, - говорил Леонид Кондаков, имея в виду грядущее выделение многомиллиардных средств на строительство моста через Каму и конверсию завода по утилизации химоружия. – Но нет никакой уверенности в том, что социальное здоровье города Камбарки и Камбарского района будет при температуре 36,6. (…) Я не случайно сегодня вышел сюда – для меня до такой степени противно говорить о выборах, потому что выборы - это всегда борьба, на настоящих выборах, на серьезных… Но в пылу этой борьбы можно забыть интересы жителей. И тогда не будет ни моста, ни УХО». Далее г-н Кондаков на протяжении десяти минут критикует действующее руководство Камбарки (деликатно умалчивая при этом о происходящем на уровне Камбарского района) и вскоре переходит к главному и основному.


В первую очередь, по мнению Леонида Кондакова, каждый житель Камбарки должен понять, что «нет сегодня района и нет города, а есть та власть, которая будет конкретно работать на население… путем программы» (и, очевидно, не будет при этом брать взяток за согласование строительства мостов). Во-вторых, бюджет Удмуртской Республики обещает камбарякам золотые горы в виде средств на строительство двух детских садов, реконструкцию Дворца культуры, здания Камбарской центральной больницы, детского сада и школы №3 (правда, пока только на бумаге). И, наконец, в-третьих, «все это будет возможно только тогда, когда будет положен конец конфронтации», или, иными словами, городская власть перестанет «дергаться» и во всем будет полагаться на администрацию Камбарского района.


«Поэтому вот вам обращение от президента Удмуртии, от руководства Удмуртской Республики: надо пойти и до каждого жителя донести, что фронде в Камбарке должен быть положен конец, - заявил Леонид Акимович. – Иначе не будет ни моста, ни завода по УХО, и не будет ничего другого». А затем, отвечая на вопрос главы администрации Камбарки Сергея Сокко, натурально зачитал поименный список «правильных» кандидатов в депутаты Гордумы по всем пятнадцати избирательным округам, которых требуется избрать под страхом лишения бюджетных и частных инвестиций. Отметим, что этот список частично совпадает с перечнем «единороссов»-прогульщиков, срывавших работу прошлого созыва Городской думы Камбарки.


Высказав все это камбарякам, Леонид Кондаков возвратился в Ижевск. Зато на месте событий осталась его заместитель Ирина Шафигуллина, чей Nissan Primera, по словам одного из собеседников «Д», «колесил по городу всю неделю». В День Победы, 9 мая, в обеденное время в администрации Камбарского района, по свидетельству очевидцев, состоялось совещание г-жи Шафигуллиной с кандидатами в депутаты из «списка Кондакова». Из участников этой встречи, где, очевидно, обсуждались вопросы финишной прямой предвыборной кампании, по личным авто удалось опознать семерых: супругов Плешаковых («Единая Россия» и ЛДПР), двух «единороссов»-прогульщиков прошлого созыва Климовских и Светлакова, Фаину Климовских (кандидат-«единоросс», директор районного дома детского творчества), брата нового главы Камбарского района кандидата-«единоросса» Поддубского, а также директора «Водоканала» Камбарского района Томашевича (кандидат-«единоросс»). Содержание этого совещания выяснить не удалось, но все, кто хотел, могли наблюдать, как после этой встречи Ирина Шафигуллина долго беседовала с членом территориальной избирательной комиссии Константином Дьяковым (тоже, кстати, экс-депутат-«единоросс»-прогульщик прошлого созыва Гордумы) на свежем воздухе Камбарской набережной.


Бывший глава города Камбарки Николай Щекотуров, поддерживавший городскую администрацию в ее противостоянии с «ахметвалеевской» администрацией Камбарского района, направил обращение к районному прокурору Александру Фитилёву. В тексте обращения указывается на нарушение избирательных прав граждан со стороны Леонида Кондакова, который, по мнению Щекотурова, воспользовался преимуществами своего должностного положения госчиновника, под которыми понимается «использование помещений, занимаемых органами местного самоуправления; использование на безвозмездной основе транспортных средств, находящихся в государственной собственности» (очевидцы сообщают, что г-н Кондаков прибыл на служебном автомобиле, хотя утверждал, что находится в отпуске. – «Д»); а также «агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и муниципальными органами». Обещания Леонида Кондакова о вложениях в строительство моста через Каму и реорганизацию завода УХО Николай Щекотуров называет «шантажом» и «подкупом». О реакции надзорного ведомства на это заявление пока неизвестно.


Как пояснил источник в администрации города Камбарки, противостоят кандидатам из «списка Кондакова» несколько десятков независимых кандидатов. Массированной избирательной кампании оппозиционные силы города не ведут. Предварительные результаты голосования должны стать известны на следующей неделе.