Время и место - накануне Дня Победы и в таком обильно политом кровью городе-герое, как бывший Сталинград, - должны были, видимо, подчеркнуть серьёзность намерений.


«По сути, я предлагаю создать то, что в политической практике называется широким народным фронтом - такая форма объединения усилий различных политических сил в преддверии крупных событий политического характера применялась и применяется до сих пор в разных странах в разное время и разными политическими силами - и левыми, и то, что у нас называется праволиберальными, националистическими, патриотическими», – разъяснил однопартийцам суть своего предложения Владимир Путин.


В стране, где стало естественным считать, что власть воровала, ворует и будет воровать, такого ещё никогда не случалось. Объектом присвоения стал нематериальный актив – некий флаг, который вот-вот могли поднять оппозиционные силы, нацеленные на освобождение от монополии «партии жуликов и воров». Не успели.


Дэн Сяо Путин


Последний раз похожая по названию форма объединений на территории Союза появлялась накануне его развала и использовалась националистическими движениями для борьбы с союзной административной системой. «Знаем, проходили: в конце восьмидесятых - начале девяностых годов так назывались сепаратистские движения во многих тогда ещё союзных республиках, которые раскачали ситуацию, довели СССР до развала, а потом начали политику жёсткого вытеснения русских из своих вновь образованных независимых государств», – комментирует новый путинский план Василий Стародубцев, депутат Госдумы.


«Привлечение различных корпораций под эгидой национального лидера в единый народный фронт («там могут быть и политические партии, и профессиональные союзы, объединения предпринимателей, молодёжные, женские организации») сильно ассоциируется с корпоративным государством Муссолини, каковая система именуется также фашизмом, – высказывает свои суждения по тому же поводу публицист Максим Соколов. - Тут, правда, необходимо заметить, что, во-первых, классический итальянский фашизм был далеко не самым скверным из современных ему политических режимов, во-вторых, при Муссолини – что довольно существенно – были возбранены другие партии и другие корпорации, не входящие в систему фашизма, тогда как в речи премьера о таком возбранении ничего не говорилось. Так что, строя аналогии, можно скорее вспомнить относительно демократические режимы, в которых крупные политические партии, не претендуя на монополию, имели тем не менее обыкновение обрастать аффилированными корпорациями – молодежными, спортивными, профсоюзными, предпринимательскими, крестьянскими etc.».


«Идея Путина проста и понятна:всё и вся подгрести под «Единую Россию», любой ценой победить на очередных думских выборах и продолжать добивать важнейшие отрасли народного хозяйства страны, в том числе АПК, – объясняет мотивы премьера Василий Стародубцев. - Посмотрите на список участников этой кампании – сплошь «единороссы», в том числе депутаты Госдумы Лахова, Клинцевич, Рязанский, профсоюзный вождь Шмаков, давно забывший об интересах человека труда».


«Инициатива лидера «Единой России», премьера Владимира Путина о создании широкого народного фронта говорит лишь об одном: он отдает себе отчет в том, что рейтинг «Единой России» стремительно падает, – заявил на другой день после волгоградской инициативы сопредседатель незарегистрированной «Партии народной свободы» (ПАРНАС) Владимир Рыжков. - А в декабре на выборах в Государственную думу этой партии нужно получить высокие результаты, чтобы Путин смог стартовать на президентских выборах, как бы заручившись народной поддержкой».


О том же, но под другим углом говорил в прямом эфире радио «Эхо Москвы» его главный редактор Алексей Венедиктов: «Путин является держателем золотой акции народного волеизъявления. Вот для чего это делается. – Ребята, вы хотите без меня обойтись? Вы чего-то там говорите? Вы чего-то там думаете о другой конструкции? Вот мои 70% голосов, вот мои 75% голосов. Ну-ка, попробуйте обойти меня! Я решаю! - Вот, собственно говоря, эта вся технологическая история, на мой взгляд, заключается в том, чтобы Владимир Владимирович на декабрьских выборах получил свыше 70% голосов, я имею в виду партию «Единая Россия».


Звучали в эти дни и другие суждения. Так, например, на сайте ttolk.ru инициативу Путина посчитали началом его политического конца:

«Открытие такого фронта означает создание для Путина транзитной должности теневого «нацлидера», промежуточный этап его полного ухода из российской политики. Отныне ВВП переходит сначала на должность ДСП – Дэн Сяо Путина, а чуть позднее – в полное небытиё. Конечно, это полная победа Суркова-Волошина-Медведева (и примкнувшего к ним Чубайса). Понятно, что последние год-полтора штаб на Старой площади размышлял о такой транзитной площадке для ВВП. Сделать его сразу почётным пенсионером (хотя ВВП уже 18 лет как пенсионер) – это начало войны между элитами, когда медведевские неолибералы начнут выгрызать у путинских чекистов «нажитое непосильным трудом». А так появляется время для монетизации активов Кооператива «Озеро» и питерского клуба дзюдоистов «Явара-Нева». Все эти Тимченко, «настоящий Игорь Иванович», братья Ротенберги и братья Ковальчуки – все они имеют время распродажи своих активов – от «Роснефти» до выкупа государством «Первого канала». А Путин «русским Дэн Сяо Пином» на декоративной должности «начальника Фронта» будет наблюдать за ходом эвакуации своей команды в течение года-двух».


А может, всё-таки «Форум»?


Под конец встречи Путина с общественниками, так неожиданно для них самих оказавшимися членами координационного совета, один из присутствующих робко поинтересовался: «Короткий вопрос можно, Владимир Владимирович? Термин «фронт» – это уже принятое решение? Я понимаю, 9 Мая рядом, как-то созвучно. А может быть, «форум», нет?»


В стенограмме встречи, обнародованной на сайте правительства, эта важная реплика осталась без авторства. Но благодаря ей стало известно, как принималось окончательное решение. «Был поздний вечер – 23, уже 24 часа, – рассказал Путин, как формулировал инициативу создания фронта своим «коллегам». - Возникли разные идеи, в том числе и такая, как ваша сейчас. И сомнения там возникали: фронт – он что-то делит пополам…Знаете, если говорить о том, что происходило в последнюю, самую большую трагедию, то в какой-то момент фронт был такой узкий, что он создавал всего несколько метров, по сути, объединял всех, кто был за линией. Поэтому мы в конечном итоге и пришли к выводу, что это объединение можно и нужно назвать не просто фронтом, а общероссийским фронтом».


«Уже некоторые партии заявили, что они свои фронты создадут. У нас не будет первый, второй, третий...» - поделился своими опасениями Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Но Путин эти сомнения так и не развеял, отвлекшись на другую «реплику» о том, не останемся ли мы «дискуссионным клубом». Вряд ли такое возможно, учитывая состав будущего «народного фронта». Во всяком случае спикер Госдумы Борис Грызлов не оставил в этом каких-либо сомнений, заявив: «У «Единой России» с большинством присутствующих здесь общественных организаций есть двустороннее соглашение о совместных действиях, то есть мы являемся уже достаточно проверенными партнёрами друг с другом»…




«Это ж надо было так поиздеваться над Путиным, чтобы привести к нему на первое заседание «фронта» таких соучредителей: Союз пенсионеров России, Ассоциация крестьян, Педагогическое собрание, Союз женщин и Союз транспортников, «Молодая Гвардия» и т.п. Первое, что, глядя на этот список, приходит в голову, – директора Театра кошек Куклачёва ещё забыли».

Развлекательно-аналитический блог «Толкователь»