Эти девять судей, как следует из отчёта коллегии, совершали грубые и систематические нарушения норм процессуальных кодексов и Кодекса судейской этики, повлекшие волокиту при рассмотрении судебных дел, ущемление прав и законных интересов граждан, причинение ущерба авторитету судебной власти и званию судьи. Девять из 649 случаев – можно сказать, ничто. Наверное, остальным гражданам нарушения судей померещились?


Президент Дмитрий Медведев, как выяснилось на одном из проходивших в начале года мероприятий, также не питает на этот счёт иллюзий: «Мы создали железобетонную корпорацию, и, к сожалению, эта корпорация не способна до полной степени к самоочищению. Если бы она могла сама изгонять тех, кто нарушил закон, то, может быть, это было бы нормально, но, к сожалению, она сегодня это делать не может».


Формально с осени 2002 года структуры гражданского общества получили право прямо влиять на решения квалификационных коллегий судей в субъектах РФ. Так, например, сегодня в составе квалификационной коллегии судей Удмуртской Республики семеро из девятнадцати членов представляют «общественность». Правда, редакции газеты «День» потребовалось немало усилий и времени, чтобы узнать, какую именно «общественность» представляют четверо из этой семёрки.


Согласно республиканскому закону № 38-РЗ, подписанному Президентом УР Александром Волковым 14 июня 2002 года, «предложения по кандидатурам представителей общественности могут поступать от общественных объединений, коллегиальных органов высших учебных заведений, постоянных комиссий Государственного Совета УР, Президента УР, представительных органов местного самоуправления».


Наверное, Прокуратуре УР стоит проверить этот закон на предмет, можно ли считать «представителями общественности» кандидатов в члены коллегии судей, выдвигаемых Президентом УР, комиссиями Госсовета УР и органами местного самоуправления. Но в нынешнем составе коллегии таковым оказался только один – Юрий Уткин, заместитель начальника по общим вопросам ГУП УР «Удмуртавтодор». Его кандидатуру выдвинула комиссия Госсовета УР по госстроительству. Трое – выдвинуты Удмуртским госуниверситетом, и с профессиональной позиции здесь, наверное, вопросов возникать не должно – это профессор кафедры гражданского права Надежда Кузнецова, доцент кафедры теории государства и права Лариса Лапшина и директор Института права Владимир Ившин.


Однако дальше начались сложности. На информационный запрос в Верховный суд УР с вопросами редакции «Д» в отношении представителей общественности в квалификационной коллегии судей Сергея Документова (начальник юротдела филиала ОАО «Банк УралСиб»), Владимира Колесникова (юрисконсульт ООО «Гала») и Светланы Слепниной (замначальника юротдела ООО «Ижавтопластстрой») пришел формальный ответ. Редакцию «Д» отослали в комиссию Госсовета УР «по законности, общественной безопасности и правам граждан». В свою очередь председатель профильной депутатской комиссии (правильное название которой - «по государственному строительству и местному самоуправлению») Жанна Дворцова, умудрившись не ответить на прямой вопрос о том, кем были выдвинуты перечисленные кандидаты, подробно расписала, куда и в какой последовательности надо гликнуть «мышкой» на официальном сайте Госсовета УР www.udmgossovet.ru, чтобы найти запрошенную информацию.


На первый взгляд могло показаться, что редакцию снова «послали», но по искомому адресу и в самом деле обнаружились нужные документы. Так, выяснилось, что Сергея Документова выдвинуло ТСЖ «Зелёный дом», Владимира Колесникова – «Ассоциация жертв политических репрессий», а Светлану Слепнину - общественное движение «Ижевчане».


Трудно сказать, какую общественную работу ведут сегодня два последних общественных объединения, но у них, по крайней мере, есть такой статус. Что касается Товарищества собственников жилья «Зелёный дом», в которое наряду с собственниками жилых помещений в элитном доме по адресу: ул. Пушкинская, 291а входят несколько юридических лиц, в том числе филиал ОАО «Банк УралСиб» в Ижевске, то эта организация общественным объединением считаться не может.


Согласно статье 6 ФЗ «Об общественных объединениях» членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения. Входящие в ТСЖ «Зелёный дом» банк, а также другие юридические лица - ЗАО СГ «Уралсиб», ОАО «Белкамнефть», владеющие нежилыми помещениями в этом доме, общественными объединениями точно не являются. Следовательно, Сергей Документов, который, как удалось выяснить, входит в коллегию судей ещё с первого «общественного» призыва осенью 2002 года, по крайней мере, в 2010 году точно не имел права выдвигаться и занимать место в квалификационной коллегии судей и как заслуженный юрист Удмуртской Республики не мог этого не знать.


Показательно, что Сергей Николаевич наотрез отказался разговаривать с корреспондентом «Д», когда услышал по телефону просьбу сообщить, кто его выдвинул в состав коллегии судей. В статье за его подписью, обнаруженной на сайте www.vkks.ru, Сергей Документов, являющийся не просто членом коллегии, а ещё и заместителем председателя коллегии судей, выглядит совсем иначе. «Институт представителей общественности возник, успешно функционирует и, на мой взгляд, будет и дальше развиваться в контексте совершенствования судебной системы и повышения гласности», - пафосно рассуждает там г-н Документов. «Процедура отбора представителей общественности позволяет назначать в коллегию наиболее квалифицированных и авторитетных людей, имеющих большой жизненный опыт», - скромно замечает в отношении себя и своих коллег начальник юротдела ижевского филиала «Банка УралСиб».


По мнению г-на Документова, высказанному в статье на сайте www.vkks.ru, «представители общественности, не обременённые грузом корпоративности (…) порой острее реагируют на допускаемые некоторыми судьями нарушения при отправлении правосудия»… Однако, как самому Сергею Николаевичу Документову удаётся не чувствовать этот «груз корпоративности», большая загадка. Очень беглый просмотр картотеки арбитражных дел за прошлый год на сайте kad.arbitr.ru обнаружил более десятка дел, в которых «Банк УралСиб» выступал в роли истца, а начальник юротдела - в качестве его представителя.


В более ранних делах, также имеющихся в открытом доступе на сайте Арбитражного суда УР, есть и более любопытные дела с участием Сергея Документова как представителя банка.


Оказывается, ТСЖ «Зелёный дом», выдвинувшее Документова в прошлом году в квалификационную коллегию судей УР, в 2008 году судилось с ОАО «Банк УралСиб» из-за подвала в пристроенном помещении дома. Но с тех пор власть в ТСЖ поменялась, и Сергей Документов вошёл в новый состав его правления.


Бывший председатель правления ТСЖ Игорь Измалков в интервью «Д» рассказал, что, по его убеждению, смена власти в товариществе произошла по всем правилам рейдерского захвата (доносы в ОБЭП, «чёрный пиар», срезание замков и т.д.). После чего, кстати, новое руководство ТСЖ «Зелёный дом» отказалось от каких-либо финансовых претензий к банку. Бывший председатель ТСЖ пытался разрешить конфликт в судебном порядке, но потерпел неудачу.


На его взгляд, это может объясняться тем, что судьи просто опасаются портить отношения с заместителем председателя квалификационной коллегии судей УР Сергеем Документовым, который входит сейчас в новый состав правления ТСЖ «Зелёный дом».


Всё-таки от его голоса зависит присвоение судьям квалификационных классов, прохождение аттестации, назначение на вакантные должности или наложение дисциплинарных взысканий.


Редакция «Д» попыталась проверить слухи об использовании статуса члена квалификационной коллегии судей УР при разрешении судебных споров в личных или корпоративных целях. С этой целью Сергею Документову был направлен соответствующий информационный запрос по месту его работы. Так, в частности, помимо истории с тяжбами ТСЖ «Зелёный дом», редакция поинтересовалась, не оказывал ли Сергей Документов юридическую помощь своей дочери Инне Документовой, начальнику юридического отдела строительной компании «Альянс», той самой, что захватила земли садового товарищества на ул. Холмогорова. Несмотря на юридически грамотное сопротивление садоводов, этой компании-застройщику также удалось разрешить свои дела в Октябрьском районном суде Ижевска. Сергей Документов на запрос редакции в установленный законом срок не ответил. Как принято говорить в таких случаях: не отрицает, но и не подтверждает. «Железобетонную корпорацию», как назвал судебное сообщество президент Медведев, такими представителями общественности, конечно, не пробить.


На одной из встреч с представителями ведущих компаний Дмитрий Медведев затронул тему «судебных решал», которыми, как было заявлено, «обросли судебные органы». «Это самая высшая форма коррупции, когда на судебной системе появляются такие наросты», - считает глава государства. «Представителями общественности не допущено ни одного случая неявки на заседание без уважительных причин», - хвалится как бы в ответ на сайте www.vkks.ru заместитель председателя коллегии г-н Документов. Однако тем 640 заявителям, что, согласно отчёту коллегии, обращались с жалобами на судей, но так и не добились их наказания, от этой дисциплинированности общественных представителей, наверное, ни тепло, ни холодно.