«Мы будем бороться до последнего, это единственное жилье, которое есть у нас», - говорит Оксана Багаутдинова, жительница сносимого дома.Начало этой истории относится к 2006 году, когда президент России Владимир Путин подписал закон о так называемой дачной амнистии. Благодаря этому закону стала возможна упрощенная процедура регистрации не только незаконно построенных дачных домиков, но и, по сути, любых построек, не имеющих разрешительной документации. Для регистрации такого строения требовались лишь техпаспорт и свидетельство о собственности. По такой схеме по всей стране и у нас в Ижевске стали строить малоквартирные малоэтажные дома с долевым участием. Из-за того что застройщику не приходилось проходить дорогостоящие экспертизы, давать на этих процедурах «откаты» чиновникам, цены на жилье в таких домах составили всего 20 тысяч рублей за квадратный метр при средней цене в Ижевске около 36 тысяч рублей. Был спрос на дешевое и качественное жилье, появилось и предложение. За очень короткое время доля таких застройщиков на строительном рынке Ижевска достигла 75 (!) процентов.


Начало борьбы


Но в конце позапрошлого года владельцам малоэтажных жилых домов неожиданно начали отказывать в регистрации права собственности. Возникли проблемы и с узакониванием в судах построенного в соответствии с «дачной амнистией» жилья. Среди застройщиков и жителей распространилась информация, что кампанию против долевого строительства «малоквартирок» с подачи крупных строительных компаний санкционировал лично премьер республики Юрий Питкевич, проведя закрытое совещание по этому вопросу. Понятно, что чиновникам могла не понравиться жесткая конкуренция, которую составило близким к властям строительным организациям малоквартирное долевое строительство.


В итоге без регистрации и под угрозой сноса оказалось более 50 заселенных домов, в которых проживают порядка 600 семей. В мае 2010 года жильцы таких домов вместе с застройщиками объединились в неформальное общественное движение «Свой дом», для того чтобы добиться регистрации собственных домов. Движение провело несколько акций протеста, среди которых было и перекрытие улицы Пушкинской, где участники акции сковали себя наручниками - это парализовало движение в центре города почти на полчаса. Около 20 человек были тогда задержаны и провели ночь в камере временного содержания Первомайского РОВД.


Информационную огласку в федеральном масштабе получил другой эпизод сопротивления жителей «неугодных» домов. Ижевчанка Марианна Орлова, ожидающая ребенка, обратилась с личным обращением к… американскому президенту Бараку Обаме, заявив перед объективом видеокамеры, что уже не верит ни одной властной инстанции в Российской Федерации, где «неприкасаемой кастой чиновников» нарушаются базовые социальные права граждан. Обращение было зачитано молодой женщиной на английском языке, его видеозапись была широко распространена в Интернете и даже показана федеральным телеканалом «НТВ».


Эти события в Ижевске привлекли внимание известного музыканта, лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука. Он даже сделал видеообращение в адрес правительства республики, в котором попросил кабинет министров Удмуртии «повернуться к людям лицом, а не задом» и не сносить уже построенные дома.


После заявления Шевчука власть наконец-то отреагировала на требования движения «Свой дом». Так, например, Валерий Грахов, являвшийся на тот момент заместителем главы Администрации г. Ижевска, заявил на слушаниях ижевской Общественной палаты: «Никто сносить многоквартирные малоэтажки не собирается… Просто надо их привести в соответствие с законодательством, провести экспертизу и, если надо, доделать, усилить несущие конструкции, чтобы жить в них было безопасно». О недопустимости сноса заявляла и Общественная палата Ижевска. Однако не прошло и полгода, как появилось первое судебное решение о сносе заселенного малоквартирного дома. Возможно, все эти успокаивающие заявления были сделаны в связи с выборами в ижевскую Гордуму, в ходе которых перед «Единой Россией» ставилась задача взять более 50 процентов голосов по партийным спискам.


Администрация г. Ижевска отказывается сносить ветхие дома в центре города, находящиеся в катастрофическом состоянии, однако   с энтузиазмом инициирует судебные иски по сносу «малоквартирных» новых домов, неугодных крупным застройщикам-«монополистам».Замкнутый круг


То, что стремление чиновников снести новенькие дома является результатом каких-то «особых» мотивов, а не желанием обеспечить безопасные условия проживания граждан, стало ясно еще в ходе судебного процесса. «Конструкция жилого дома обеспечивает возможность его безопасной эксплуатации, для жизни, здоровья людей, окружающей среды, в случае устранения недостатков», - черным по белому написано в заключении судебно-строительной экспертизы ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро Технической инвентаризации» от 15 января 2011 года.


Может быть, отмеченные недостатки некому устранить и в этом все дело? Но нет – в своей речи для Верховного суда Владислав Панухин, застройщик дома по ул. Баранова, не раз повторил, что готов устранить все недочеты, допущенные при строительстве. «Неустранимых нарушений не бывает», - поделился он своими мыслями. Однако для устранения нарушений требуется снять обеспечительные меры, наложенные судом на любые строительные работы на дом №41 по ул. Баранова. Вот такой создан замкнутый круг: с одной стороны, решение о сносе мотивировано нарушениями, допущенными при строительстве, с другой же стороны, устранить эти нарушения фактически не дают.


Заложники ситуации


«Два года назад мы приобрели в этом доме квартиру, естественно, что у молодой семьи на более дорогостоящее жилье денег нет», - рассказывает свою историю жительница малоэтажного дома №41 по улице Баранова Оксана Багаутдинова. «Весь город был в таких домах, неподалеку от нас стоит аналогичный дом, но с той лишь разницей, что он прошел регистрацию в Регпалате, а нам отказали», - говорит Оксана. По всей видимости, для того чтобы остановить такое бюджетное строительство в Ижевске, власть приняла решение о показательном сносе, не учитывая интересы простых людей, проживающих в таких домах.


Добавляет нервозности во всю эту историю информация, которая просачивается из администрации Ижевска. Так, участники движения утверждают, что в планах властей снос и уже зарегистрированных домов, которых в Ижевске более ста. Еще в прошлом году эта мысль была озвучена на пресс-конференции заместителя начальника УБЭП МВД по УР Сергея Иванова. «Администрация города Ижевска инициировала судебные иски о признании недействительными свидетельств о праве собственности данных строений по тем основаниям, что они выданы с нарушением и ущемляют интересы администрации (!) города. Возведением этих многоквартирных домов нарушается архитектурный облик города и права соседей этих домов», - утверждал на пресс-конференции сотрудник МВД Сергей Иванов. В ближайшее время, по утверждению источника в администрации города, эти судебные иски поступят в суды. Так что без крыши над головой рискуют остаться не две тысячи, а намного больше человек.


Во что все выльется


По словам Владислава Панухина, за собственный дом с жильцами он готов бороться до последнего. «Городская администрация пытается устроить в Ижевске «Речник номер 2», и, по всей видимости, у нее это вполне получается», - констатирует он.


Судебные иски о сносе «малоквартирок» были инициированы еще при прежнем сити-менеджере Александре Ушакове, пересевшем ныне в кресло главы ижевского муниципалитета. Я попытался получить информацию от нового главы горадминистрации Дениса Агашина, однако без какого-то успеха. «Если Денис Владимирович заинтересуется вашим вопросом, мы обязательно (!) перезвоним», - ответили мне в его приемной, отказавшись записать на аудиенцию с сити-менеджером. Однако прошло уже более месяца, и никто не перезвонил. Видимо, г-н Агашин не заинтересовался вопросом, от которого зависят счастье и жизнь 600 молодых семей Ижевска.


«Мы будем бороться до последнего, это единственное жилье, которое есть у нас», - со слезами на глазах говорит Оксана Багаутдинова, жительница дома №41 по ул. Баранова. Действительно, куда денется эта обычная молодая ижевская семья с несовершеннолетним ребенком после сноса дома, абсолютно непонятно.


Самое печальное, что подобные противостояния простых граждан и бездушной власти порой приводят к самым настоящим трагедиям. Так, при сносе малоэтажного дома в Подмосковье семья офицера в отставке - он сам, его жена и маленький ребенок - покончили с собой. Люди сожгли себя заживо, облившись бензином, после того как узнали, что их единственное жилье подлежит сносу.


Впереди, кстати, новые выборы – теперь в Госдуму России. Возможно, партия «Единая Россия», с которой ассоциируют себя городские чиновники и лично сити-менеджер Денис Агашин, считает, что, снося дома сотен ижевских семей, она ничего не потеряет в голосах…