В начале прошлой недели в редакцию газеты «День» начали звонить читатели, жалующиеся на то, что не могут просмотреть электронную версию газеты. По их словам, сайт dayudm.ru не открывается уже несколько дней. Все звонившие без исключения оказались клиентами удмуртского филиала ОАО «РосТелеком». У клиентов других интернет-провайдеров, осуществляющих свою деятельность на территории Удмуртии, трудностей с открытием сайта ИА «День» в эти дни не возникало. Не подтверждают наличие в это время D-DoS-атак на сайт «Дня» и специалисты, обеспечивающие редакции услуги хостинга и защиты от происков хакеров.


В прошлый четверг, 7 апреля, руководитель ООО «Издательство «День», являющегося владельцем двух СМИ (газеты «День» и информационного агентства «День»), Сергей Щукин направил официальное письмо в адрес директора филиала в Удмуртской Республике ОАО «РосТелеком» Алексея Артемьева, в котором известил последнего о данной проблеме. К тому времени рядовые сотрудники «РосТелекома» никак не могли объяснить, почему их компания не может предоставить услугу интернет-провайдера своим клиентам в полном объёме. По словам сотрудников «РосТелекома», определить причину отсутствия доступа на сайт dayudm.ru у клиентов этой компании в тот момент не представлялось возможным в связи с отсутствием специалистов (все они на прошлой неделе оказались кто на больничном, кто в отпуске).


На этой неделе ситуация не изменилась, но появилось новое объяснение. Как рассказали редакции «Д» читатели, звонившие в службу претензий удмуртского филиала «РосТелекома» по телефону 459-200, по словам сотрудницы компании Екатерины Вилковой, «День» «сам себя заблокировал», другим звонившим отвечали, что смогут ответить по существу лишь на следующей неделе.


Изучавшие ситуацию с технической стороны эксперты полагают, что, возможно, она и в самом деле никак не связана с политикой и удмуртский филиал «РосТелеком» столкнулся с отсутствием достаточной квалификации своих сотрудников.


«Суть проблемы заключается в том, что сервер доменных имен (DNS)компании «ВолгаТелеком» работает некорректно и использует устаревшиеданные записи доменной зоны dayudm.ru», – комментирует директор ООО «Профессиональные Интернет-решения» Антон Кисляков. По его мнению, «в то время как все другие участники коммуникационного бизнеса - интернет-провайдеры всего мира - корректно используют механизмы синхронизации записей доменных имен, сервер «ВолгаТелекома» уже более 12 суток выдает старые записи». На вопрос, сколько времени должен был в реальности отнять процесс устранения этой неисправности, эксперт ответил, что «стандартная процедура делегирования новых записей в доменных зонах занимает не более 6 часов».


«Наличие технических и организационных объяснений не исключает политической подоплёки, - считает владелец ресурса dayudm.ru Сергей Щукин. – «Затупить» способна любая структура, в результате журналистов неугодного СМИ якобы случайно могут не аккредитовать на важном мероприятии, не выслать приглашение на пресс-конференцию и т.д.». «У нас нет договорных отношений с «РосТелекомом», - говорит Сергей Щукин, - поэтому мы не можем предъявить претензию как хозяйствующий субъект. Тем не менее если появится основание подозревать, что «выключение» сайта ИА «День» было «заказано», у нас есть право обратиться в следственный комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 144 (воспрепятствование законной журналистской деятельности), поскольку ИА «День» является официально зарегистрированным СМИ».


Пока же у клиентов «РосТелекома», являющихся постоянными посетителями сайта «Д», есть три варианта: можно сменить интернет-провайдера, тем более что на местном рынке много более выгодных предложений, или (это касается пользователей из других городов и районов Удмуртии, где «РосТелеком» остаётся монополистом) выходить на сайт «Дня» через обезличенный прокси-сервер или использовать DNS сервера других провайдеров в настройках своего сетевого соединения.