В начале июля состоялось решение по уголовному делу сотрудника угрозыска города Сарапула Андрея Сомова, который в ночь на 25 июня 2009 года нанес множественные побои жителю деревни Костино Сарапульского района Константину Коновалову. Последний вместе с еще несколькими односельчанами той ночью был доставлен в сарапульский угро в связи с расследованием произошедшей накануне кражи из сельпо. Но больше всех из той компании досталось почему-то Константину.
Двенадцать часов провел в милиции Коновалов, безработный, отец двух малолетних дочерей. Без пищи, без воды. Полностью во власти разбушевавшихся «правоохранителей». Как следует из материалов уголовного дела, на Константина надевали противогаз, перегибая трубку, чтобы ограничить доступ воздуха, от чего он терял сознание, пускали в трубку дым от сигарет.
За все эти издевательства к ответственности привлечен (надо сказать, не без труда) оказался лишь один из милиционеров – Андрей Сомов, поскольку именно он нанес роковые удары Коновалову, у которого в результате полученной травмы была размозжена селезёнка. Это выяснилось несколько дней спустя, когда от сильных болей Константин Коновалов попал в больницу, где ему в экстренном порядке был полностью удален этот важный орган. С каким трудом продвигалось дело по обвинению должностного лица, который при исполнении служебных обязанностей и действуя от лица государства, едва не убил человека, можно судить по тому, что до приговора дело дошло почти год спустя. А по ходу дела к Константину неоднократно приезжали «неизвестные» коллеги милиционера Сомова, «предлагая» окончить дело «миром». Этот «мир» сам подсудимый оценил в 20 тысяч рублей, которые под расписку передал Коновалову.
По приговору Сарапульского городского суда Андрей Сомов сел на три года и сейчас отбывает реальный срок на зоне, а Константин Коновалов с помощью правозащитников из Прикамского правозащитного центра вчинил гражданский иск к казне РФ, требуя компенсации морального вреда в размере полутора миллионов рублей.
Надо сказать, что позиция представителей Минфина и МВД по УР в суде была в высшей степени интересной. Так, в выступлении представительницы казны, отказавшейся признать исковые требования в полном объеме, прозвучало, что она не видит причинно-следственной связи между событиями памятной для Коновалова ночи и якобы наступившим для него моральным вредом. Также она считает, что вообще не представлены достаточные доказательства наличия морального вреда. Что уж говорить о сумме – размер иска, мол, никак не обоснован, не соответствует принципу справедливости и разумности. Во время её выступления на процессе у меня в голове вертелась мысль о том, что вот довелось бы ей, не дай Бог, самой (или её сыну) попасть в руки таких зверей, то во сколько бы она сама оценила свою селезёнку?
Представитель МВД высказался еще более парадоксально: милиционер Сомов якобы уже компенсировал вред Константину Коновалову, что подтверждено распиской. Имущественного же вреда не было. То, что вытворял милиционер, в его служебные обязанности, по мнению представителя МВД, не входило, значит, милиционер был не «при исполнении». Таким образом, по логике представителя МВД, ответчиком должно быть не государство, а физическое лицо – Сомов – в данный момент отбывающий наказание.
Выслушать эксперта, приехавшего из Казани и готового дать своё суждение о характере моральных страданий потерпевшего, суд не захотел. Размер вреда, так неприятно удививший представителей ответчиков, по словам защитника Коновалова, юриста ППЦ Владимира Сафонова, был взят не с потолка, а из абсолютно аналогичного дела другого россиянина, дошедшего до Страсбурга и получившего такую же компенсацию по решению Европейского суда по правам человека. Решение по гражданскому иску Константина Коновалова вынесла судья Первомайского районного суда г. Ижевска Светлана Алабужева. Как полагают защитники Константина Коновалова, сторона ответчиков, скорее всего, будет его оспаривать в Верховном суде УР – здоровье деревенского безработного, по их мнению, не может быть оценено в четверть миллиона рублей. Красная цена - 20 тысяч.