Смертельная хроника взаимоотношений российских высотников с силами земного притяжения этой зимой побила все рекорды по насыщенности и широте географии. Только за февраль – десятки сообщений о подобных ЧП. Так, 8 февраля в Великом Новгороде при очистке крыши от снега разбились двое коммунальщиков.


12 февраля в Омске упал с крыши 48-летний строитель, занятый на работах по реконструкции городского Концертного зала. 21 февраля в Москве погибли двое: при проведении строительных работ с 30-го этажа новостройки сорвался гастарбайтер из Узбекистана, а на Тверской разбился 27-летний дворник, гражданин Киргизии. В Санкт-Петербурге за два последних месяца – как минимум семь несчастных случаев на высоте, из которых два падения закончились гибелью работников коммунальных служб.


Сводной статистики таких происшествий никто не ведет, однако известно, что люди падают и бьются не только зимой, когда тема очистки заснеженных кровель у всех на виду, но и круглый год. Почти всегда причина несчастных случаев – в безответственности руководителей организации, проводящей высотные работы. Как показывает практика, и управляющие компании в сфере ЖКХ, и строительные фирмы, и производственные предприятия подчас отправляют «наверх» собственных работников, не имеющих ни квалификации, ни опыта, ни оборудования, необходимых для работы на высоте. Между тем промышленный альпинизм – это отдельная специальность. Ни дворник, ни слесарь, ни маляр-штукатур неспособны заменить подготовленного профессионала.


В некоторых городах России строителей и коммунальщиков уже начали наказывать за привлечение к высотным работам сотрудников, не имеющих соответствующего допуска. В случаях, когда это приводит к травмам или гибели людей, дело доходит вплоть до уголовного преследования. В Ижевске ни о чем подобном пока не слышали – вероятнее всего, до первого серьезного несчастного случая, потому что при таком отношении к организации работы на высоте, какое можно наблюдать сегодня, трагедия все равно произойдет рано или поздно.


Специалисты-высотники приходят в ужас, когда видят, что происходит в столице Удмуртии, например, с очисткой кровель от сосулек и снега. Человек в телогрейке и валенках на лысой подошве, с кривым ломиком в руках, обвязанный поперек пояса старой веревкой, - зимой в Ижевске это привычная картина. Немного лучше ситуация в строительстве и ремонте зданий, где без специального оборудования и элементарных навыков подчас работать физически невозможно, но и здесь тоже не все благополучно. По словам моего собеседника Романа, представителя ООО «Модуль ТехноСтрой» - одной из немногих в Ижевске организаций, специализирующихся на высотных работах, - услуги профессиональных промышленных альпинистов у нас начали распространяться не более трех лет назад, то есть сравнительно недавно. Ижевские управляющие компании в сфере ЖКХ и службы благоустройства города только привыкают ими пользоваться, в то время как в Казани и Екатеринбурге специалистов-высотников уже давно эксплуатируют по полной программе.


Исчерпывающий перечень видов опасных работ, где лучше не заниматься самодеятельностью, составить вряд ли возможно. Помимо пресловутой уборки снега с высоких поверхностей коллегам Романа приходится заниматься монтажом высотных конструкций, герметизацией швов в наружных стенах многоэтажек, косметической обработкой стен, установкой и обслуживанием кондиционеров, водостоков, рекламных баннеров – то есть практически всем, что связано с верхолазными работами, от мойки окон до ремонта промышленных труб. «На Восьмое марта, если потребуется, можем и букет цветов в окно доставить, было бы желание у заказчика», - говорит один из них и, между прочим, не шутит: в крупных городах у промышленных альпинистов подчас возникают и такие задачи. Что касается строительной отрасли, то здесь смысл альпинистской работы более чем понятен. Высотник к подъему на любой объект будет готов в течение часа. Без него у наружной стены новостройки придется сначала строить леса.


Естественно, человек, умеющий только лазить туда-сюда по верхотуре, никому не интересен. Промышленные альпинисты, для которых это не хобби, а основное занятие, одновременно должны освоить и навыки монтажника, сварщика, каменщика и т.д. Люди с такой двойной специализацией по-прежнему в дефиците не только в Ижевске, но и по всей стране. «В этом году мы отправляли бригаду в Петербург, - рассказывает Роман. – Как ни странно, профессиональных промышленных альпинистов не хватает даже в столицах». По удмуртским же объектам, по его словам, ездить приходится постоянно.


Обучение специальности высотника длится в среднем четыре месяца и обходится студенту в сумму порядка 15 тысяч рублей, рассказывает другой работник ООО «Модуль ТехноСтрой» Антон. Только недавно в Ижевске открылась коммерческая школа промышленного альпинизма – до этого своих высотников в Удмуртии не готовили, и Антон был вынужден учиться в Москве. «Романтика, - объясняет он этот выбор. – У меня друг тоже занимался альпинизмом, но не промышленным, а горным». Помимо этого были и вполне материальные стимулы: по прикидкам Антона, при хорошей загрузке высотник сегодня зарабатывает от 1000 рублей в день. «В первое время к концу дня тяжеловато, - говорит он. – Но обычно полгода хватает, чтобы втянуться в режим… Страха высоты, который есть у каждого, это тоже касается». В настоящее время Антон, начинавший подрабатывать высотником еще в студенческие годы, руководит бригадой промышленных альпинистов компании «Модуль ТехноСтрой». Основное образование он получил в ИжГТУ по специальности «технология сварочного производства».


Несмотря на некоторое отставание Ижевска от крупных городов, о котором уже упоминалось выше, сегодня все больше предприятий и учреждений самого разного профиля предпочитают перекладывать высотные работы на плечи тех, кто этим занимается на постоянной основе. По словам Романа, среди заказчиков ООО «Модуль ТехноСтрой» есть и муниципальные школы Ижевска, и строители, и нефтяники.


Здесь дело не только в том, что, к примеру, для мытья фасадов и стекол требуется специальное оборудование, которого у предприятий и учреждений нет, а у высотников - есть. Одна из главных причин заключается в том, что организация, предоставляющая услуги промышленных альпинистов, берет на себя полную ответственность за жизнь и здоровье своих высотников: на собственной безопасности здесь не экономят. И, конечно, на многометровой высоте никто не выполнит необходимую работу лучше, чем тот, кто к этому привык.