Что это за «сверхнормативные» платежи? Откуда они берутся? Опрос среди знакомых, имеющих детей дошкольного возраста, выявил, что да, всем приходится платить сверх официальной платы. Родители дошкольников говорят о так называемых ежемесячных взносах в благотворительный фонд. Величина взноса варьируется, видимо, в зависимости от категории детского сада: для первой - 200, для второй - 150 и для третьей - 100 рублей соответственно. Существуют даже «списки должников», с которыми воспитателей заставляют вести вежливую, но настойчивую работу с целью подвигнуть родителей внести очередной «благотворительный» взнос.


На сайте Управления дошкольного образования и воспитания найти какой-либо нормативный документ, который бы регламентировал порядок функционирования таких фондов, не удалось, хотя в разделе «Нормативные акты» чего только нет, начиная от целой кучи федеральных законов. Размещено здесь и последнее по времени Постановление Администрации г. Ижевска № 529 от 28 мая 2010 года, подписанное Александром Ушаковым, который с лета прошлого года установил размеры платы за содержание детей в муниципальных детских садах. Это соответственно 872 рубля для садов I категории, 818 руб. – для II-й и 806 руб. - для III-й. До этого, как сообщила мне заместитель начальника управления Алия Верняева, плата не поднималась в течение трех лет и составляла соответственно 726, 604 и 552 рубля для разных категорий детсадов. В управлении считают, что рост платы за содержание на 20 процентов за три года не покрывает реальных издержек, имевших место в результате инфляции за этот период.


Откуда берутся эти суммы платы за место в детском саду от 818 до 872 руб. в месяц? Как следует из текстов постановлений, это «не более 20 процентов» от стоимости содержания детей в дошкольном учреждении. Допустим, это 20 процентов (хотя в управлении мне сказали, что меньше, но не уточнили насколько). Тогда, умножив сумму платежа на 5, получим условно полную стоимость содержания одного ребенка в ДОУ. Выходит, что даже в детском саду самой высокой категории это всего 4360 рублей на одного ребенка в месяц. Разделим на 22 рабочих дня, выйдет 198 руб. 18 копеек. Теперь представьте себе, что можно предложить на завтрак, обед и полдник вашему ребёнку в пределах этой суммы? Причем в этих 198 рублях должны «сидеть» ещё, наверное, и коммунальные платежи. То есть приходится делать вывод, что экономика дошкольной системы – дотационная и непрозрачная. Что, кстати, то и дело находит лишнее подтверждение попадающими в публичную сферу скандалами с заведующими, берущими взятки с родителей при устройстве детей в дошкольные учреждения. Размеры взяток варьируются в пределах от 5 до 20 тыс. руб., видимо, в зависимости от «платежеспособности» родителей, но есть неофициальная информация и о своего рода рекорде – 50 тысяч.


При этом на всех официальных мероприятиях социальной направленности городские начальники с прискорбием напоминают о смехотворно низких зарплатах «помощников воспитателей» (нянечек) в детских учреждениях. Это чуть более пяти тысяч рублей. Имеется даже постановление, предоставляющее данной категории сотрудников льготу по оплате, которая составляет примерно 1/10 часть от нормативного родительского платежа. Существует и так называемая «компенсация». Как поясняют нормативные документы, «компенсация - это денежная выплата части родительской платы, а не уменьшение суммы родительской платы за содержание ребенка в МДОУ. Расчет компенсаций производится от суммы внесенной родительской платы за содержание ребенка в МДОУ, которая составляет 20% от стоимости».


Соответственно, на первого ребенка возврат составляет 20 процентов, на второго – 50, на третьего и последующих – 70. Принцип предоставления компенсации заявительный, её вам начислят, если вы напишете заявление и предъявите квитанции об оплате за предыдущий квартал. Тот же самый заявительный принцип действует и при перерасчете за дни отсутствия ребенка в садике по болезни. Представил справку – пересчитают. Нет подтверждающего документа – извини.


Интересно, что сами родители зачастую не вдаются в подробности денежных платежей, стараясь не конфликтовать с администрацией, чтобы в детсадах потом не отыгрались на детях. Им выдают квитки, они идут и платят.


Но вернемся к благотворительным фондам. Юрист Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска ограничилась констатацией, что благотворительные фонды существуют «строго в рамках действующего законодательства», и переадресовала меня к заместителю начальника управления Алие Верняевой. Алия Сардаровна уточнила, что управление к этим фондам никакого отношения не имеет, что их учреждают сами же учреждения на правах автономии. Однако в управлении почему-то есть штатный специалист (Бабаджанова Наталья Григорьевна), которая занимается этими вопросами. На момент сдачи этого материала в печать дозвониться до неё мне не удалось. Но вопрос, по всей видимости, должен быть адресован не столько к данной сотруднице управления, сколько к администрациям ДОУ – имеются ли положения о фонде, доступны ли они для ознакомления родителям, кто и как контролирует проходящие через фонды средства?


У меня есть информация, что где-то фондами занимаются попечительские советы. Значит, должны составляться соответствующие протоколы, работать ревизионные комиссии с участием родительской общественности. Пока никто из моих знакомых мне о такой «общественной деятельности» ничего не рассказывал. Но даже если такая работа и ведётся, подавляющая часть родителей о ней, как правило, ничего не знает.


О собранных в масштабах детского сада суммах родители, как правило, тоже понятия не имеют, не говоря уже о том, в какие объемы эти якобы добровольные «благотворительные» поборы выливаются в целом по городу. Пусть в одной детсадовской группе человек двадцать, и таких групп в одном саду может быть пять-шесть. Тогда при среднемесячном платеже в 150 рублей выходит около 18 тысяч в месяц или 216 тыс. рублей в год. В Ижевске всего более двухсот детских садов, и везде существуют благотворительные фонды, а это значит, что даже минимальная сумма прямых денежных вливаний из карманов родителей составляет в столице Удмуртии более 43 млн руб. в год. Расход этих денежных средств фактически никак не подотчетен ни бюджету, ни родителям детей. А может быть, всё-таки руководство Администрации
г. Ижевска в курсе данных поступлений? И даже как-то участвует в их «освоении»?


Родители говорят, что ежемесячным взносом в благотворительный фонд дело, как правило, не ограничивается и они то и дело вынуждены скидываться на покупку чего-то необходимого. Например, штор на 3,5 тысячи рублей, или фильтра для очистки воды, или музыкального центра, или по прилагаемому списку сами несут купленные канцтовары «в натуре» или моющие средства, или лопатки для прогулок на участке.

Можно ли отказаться от участия в «благотворительности»? Одна из моих собеседниц сказала, что она не платит, так как является одинокой мамой с двумя детьми, но беспокоится, не могут ли её принудить это делать. Известно также о многочисленных случаях, когда родители в счет «благотворительности» оказывают детсадам достаточно дорогие услуги (к примеру, устанавливают металлическую изгородь) по договоренности, что впоследствии с них не будут требовать взносы в фонд. Однако в известном мне случае о договоренности почему-то забыли, и приключился скандал.


Старая советская система отработок тоже никуда не делась. Родители красят помещения групп в период летнего ремонта, разгребают снег на «своём» участке зимой, ремонтируют игрушки и оборудование. Но в переводе на трудозатраты можно говорить, что это тоже родительская «благотворительность»: рабочий день штукатура-маляра при зарплате в сфере строительства 15 - 20 тысяч рублей стоит порядка одной тысячи рублей.


Родители полагают, что из средств благотворительных фондов могут оплачивать педагогов, ведущих дополнительные занятия. По сведениям одного из моих информаторов, у них в детском саду ожидается увеличение «благотворительного» платежа сразу в три раза (со 150 до 500 рублей) именно потому, что администрация планирует ввести много новых занятий.


Отдельная тема – выпускные вечера. Хотя сумму на их проведение определяет родительский комитет (сейчас это порядка 2,5 тыс. рублей), но заказы на «подарки для садика» идут от руководства учреждений – им виднее, в чем нуждается детский сад. Так, один из моих информаторов рассказал, что в прошлом году заказали достаточно дорогое оборудование для музыкальных занятий, однако, как стало известно, нынче опять попросили купить то же самое. Банальные подарки нынче не практикуются, дарят денежные сертификаты на сумму от двух (воспитателям) до трех (считается, что детскому саду) тысяч рублей. Сертификаты безымянные, и кто и как ими распорядится, никто не отслеживает. Надо полагать, что тема благотворительных фондов в ижевских детских садах этой публикацией не заканчивается. В бюджете Ижевска на 2011 год на дошкольное образование заложено чуть больше 1,5 млрд рублей. Сколько сверх этой суммы в течение года потом доплачивают и отрабатывают родители? Оказывается, что совсем не символические суммы.