Кажется, что самым радикальным местом нового закона стало его название:решение вопросов по переименованию органов внутренних дел нашего государства с привычной милиции в давно ставшую инородной полицию затянется до конца текущего года. Однако при внимательном рассмотрении обнаруживаются и существенные различия.


Чей это орган?


Согласно ФЗ «О полиции» от управления и контроля над полицией будут отстранены органы представительной и исполнительной власти регионов и фактически лишено таких функций Правительство РФ. В отличие от милиции полиция после вступления нового закона в силу превратится в исключительно президентскую структуру власти. Конечно, президент формально и раньше назначал и освобождал от должностей весь высший начальствующий состав МВД, но с 1 марта у него появятся новые важные полномочия. Прежде всего, теперь именно Президент РФ будет определять состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции (ст. 4 ФЗ «О полиции»).


В прежнем законе о милиции данные функции относились к компетенции Правительства РФ, то есть главным в решении этих вопросов до последнего времени был премьер Владимир Путин, а милиция общественной безопасности, ко всему прочему, находилась в двойном подчинении – министру внутренних дел РФ и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществлялись в порядке, определяемом органами исполнительной власти самих субъектов РФ, хотя и по согласованию с МВД РФ. Через две недели всё поменяется, и полиция станет «составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» – так это обозначено в новом законе.


О чём спор?


Сегодня, после того как окончательный вариант ФЗ «О полиции», прошедший годовое обсуждение в обществе и парламенте, подписал наконец президент России, можно задать риторический вопрос: а о чём, собственно говоря, спорили? Наделавший столько шума законопроект «О полиции» к моменту его превращения в закон стал не чем иным, как модернизированной версией прежнего закона «О милиции». В нём нет скандальной нормы о «презумпции законности» любого требования полицейского. Более того, вчерашние споры по этому пункту сегодня кажутся искусственно спровоцированными. Для того, видимо, чтобы было о чём поспорить.


Ещё один «камень преткновения» - дискуссия по поводу нормы о праве полиции входить в частные квартиры граждан тоже похожа на провокацию. В Законе РФ «О милиции» такое право существовало с 1991 года и вроде бы не вызывало ожесточённых дискуссий. Согласно п. 18 ст. 11 милиционер имел право: «входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках». В Законе «О полиции» (ст. 15), пусть и в иной редакции, эта норма в принципе сохранена, но существенно регламентирована, причём скорее в интересах граждан.


Где ваши гарантии?


Будущие полицейские от рядовых до старшего начальствующего состава (майор, подполковник, полковник), наверное, рассчитывали на то, что новый закон будет содержать больше социальных гарантий, чем нынешний Закон РФ «О милиции». По сравнению с другими правоохранительными органами и судами социальные гарантии милиционеров были и остаются самыми скромными. В этом смысле ФЗ «О полиции» себя не оправдал. Никаких дополнительных гарантий по сравнению с Законом «О милиции» в нём не содержится. Более того, по какой-то причине в «полицейском» законе даже исчезла норма, регулирующая продолжительность отпуска. Согласно старому закону сотруднику милиции помимо 30 суток ежегодного оплачиваемого отпуска с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно, полагались дополнительные 5 суток (после 10 лет службы), 10 суток (после 15 лет) и 15 суток (после 20 лет). При этом тем, кто проходил службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, очередной отпуск предоставлялся продолжительностью 45 суток, независимо от стажа службы. Из нового ФЗ «О полиции» понятно только то, что отпуск полицейскому положен и к нему должно прибавляться время, проведённое сотрудником полиции на сверхурочной работе (при норме 40 часов в неделю). Но всё это было и раньше.


Что нового?


Новые веяния, конечно, не могли совсем обойти закон, к которому было приковано столько внимания. Например, уволить полицейского стало гораздо проще, чем милиционера. Даже давно снятые судимости будут теперь являться непреодолимой преградой для работы в полиции. Не получится, как это случалось раньше, «замять дело», добившись «примирения сторон» от тех, кто пострадал в результате неправовых действий сотрудника органов внутренних дел. После 1 марта даже в этих случаях полицейского ждёт увольнение. Непонятно, правда, какую задачу решает норма о личном поручительстве за новичка, поступающего на службу, со стороны кого-либо из полицейских со стажем не менее трёх лет (ст. 35). Никаких обязательств и последствий для поручителя ФЗ «О полиции» не предусматривает. И, естественно, возникает вопрос: как можно поручаться за незнакомого тебе человека? Или в полицию будут принимать исключительно по знакомству или, как раньше говорили, «по блату»? На днях мне рассказали случайно подслушанный в общественном транспорте разговор двух сотрудников МВД, обсуждавших предстоящие сокращения в рядах будущих полицейских. Если верить их словам, так гарантированно «смену вывески» имеют шанс пережить «только блатные и любовницы».


Для граждан тоже есть приятные новости: у тех, кому не повезёт быть задержанными (за рядом оговоренных в ФЗ исключений), как в голливудском боевике, и в самом деле появится право на один звонок. Сейчас милиция лишь «сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы».


Впрочем, в нынешней практике, если речь не идёт о тех случаях, когда человека задерживают специально с целью «выбить» из него показания, милиция обычно не препятствует пользоваться мобильным телефоном (до тех пор, конечно, пока ты не окажешься в камере для временно задержанных лиц). Скорее всего, здесь ничего не изменится. Ведь это вопрос не к милиции, а к российским судам и прокуратуре, которые готовы принимать в качестве доказательства «выбитую» «явку с повинной». При этом, согласно ФЗ «О полиции», «…полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению…» (ст. 5). Эта норма фактически дословно переписана из старого Закона «О милиции», но дополнена новым предложением: «Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физические или нравственные страдания». В общем, если коллега-полицейский кого-то бьёт, то надо «пресечь» коллегу.


Кто кого контролирует?


Исключив власти регионов (в том числе депутатов представительных органов) из числа тех, кто имеет право контролировать деятельность полиции, новый закон в отличие от Закона «О милиции» оговорил возможность осуществления «общественного контроля» со стороны граждан и общественных объединений. Как это будет осуществляться? «В соответствии с федеральным законом» - так написано в ст. 50 ФЗ «О полиции». А также с помощью общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах «в соответствии с положениями об этих советах». Эти советы существуют при МВД и сегодня. Как контролируют? Да никак.


Лично меня, как человека, часто сталкивающегося с жалобами граждан на произвол людей в форме, всегда коробила формулировка из ст. 3 Закона РФ «О милиции»: «Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности». Вот так, пафосно и цинично. Видимо, те же чувства испытывали в глубине души и наши законодатели. В ФЗ «О полиции» главный принцип деятельности полиции звучит похоже, но всё-таки уже по-иному: «Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина». Может быть, и в самом деле процесс пошёл…