Счастье быть многодетной матерью с треском обрушилось на ижевчанку Ирину Смуглий. Вместе с мужем и пятью детьми она живет в съемной двухкомнатной квартире. Уже многие годы они пытаются получить собственное жилье. «Чего мы только не наслушались от чиновников. Чего столько нарожали, говорят. А что значит - «нарожали»? Сколько уж бог дал», - рассказывает Ирина Смуглий.

Единственное, что было сделано со стороны государства, - при рождении пятого ребенка семью перевели из обычной очереди на получение жилья в специальную льготную. Однако Смуглий уверена, что совершенно без разницы, в какой из очередей стоять: обе двигаются крайне медленно. «В год всего на несколько человек. Мы были на 78 месте. Это, может быть, лет через 10 могут дать», - говорит Ирина Смуглий. Правда, и простоять в льготной очереди 10 лет шансов нет никаких. Дело в том, что как только старшему из детей исполняется 18 лет, то семью переводят обратно: из льготной очереди в обыкновенную. Это, очевидно, один из главных факторов движения людей в очереди. Старшей дочери Ирины как раз исполнилось 18 лет. Поэтому в этом году после подачи документов (подтверждать свое место в очереди нужно ежегодно) их семью из льготной очереди исключат. До перехода в льготную категорию в обычной очереди жителей Устиновского района Ижевска Смуглий стояли на 222 месте. Через сколько лет можно получить квартиру в этой очереди, можно только предполагать.

Горячая картошка

«Мы понимали, что в заведенном порядке нам жилье не дадут никогда. Единственная надежда была на то, что нашу проблему рассмотрят как-то отдельно. Мы писали во все инстанции», - рассказывает Ирина Смуглий.

«Инстанции» вели себя одинаково: верхние скидывали на нижних. После обращения в приемную президента России Дмитрия Медведева ответ пришел от главы Администрации г. Ижевска Александра Ушакова.

Перечислив массу законов, ставший в конце прошлого года главой Ижевска г-н Ушаков сообщил: «Предоставить вам жилое помещение или денежную субсидию вне очереди Администрация города Ижевска не имеет возможности, так как этим будут нарушены права впередистоящих граждан». А «впередистоящим» не могут дать, потому что денег, как всегда, нет. Круг замкнулся. Такая же участь постигла и обращение, направленное президенту Удмуртии Александру Волкову во время его «прямой линии». Обращение передали в администрацию города. Начальник Управления муниципального жилья Николай Буторин сообщил, что есть очередь, а вне очереди – никак нельзя. Правда, из Администрации Президента УР тоже приходили ответы. «Ваше очередное обращение оставлено без дополнительного рассмотрения, так как вам на предыдущее обращение дан ответ администрацией Устиновского района г. Ижевска», - писал руководитель Администрации Президента и Правительства УР Александр Горяинов.

Так буквально на все длинные письма Ирины Смуглий, в которых она умоляла о помощи, неизменно поступали короткие отписки в несколько строк.

Из письма Ирины Смуглий президенту Удмуртии Александру Волкову:

«К чему громкие фразы по поводу демографии, абортов, убийств детей родителями, если наше правительство и государство толкает женщин к этим поступкам. В роддоме при заполнении карты меня сразу спросили, буду ли писать отказ на ребенка. За ту неделю, что я была в больнице, четыре женщины сбежали от детей. Не думаю, что это от хорошей жизни. Создайте элементарные условия, и все изменится. […] Мне нужно хотя бы временное жилье, пока не дойдет моя очередь или пока дети не встанут на ноги. Помогите обеспечить детей элементарными условиями для жизни, я не алкоголичка и не психически больная, я всего лишь хочу, коль уж эти дети родились, дать им возможность вырасти здоровыми и полноценными людьми, дать им возможность выучиться и начать работать. Клянусь, что не попрошу больше ничего. […] Помогите получить место в общежитии – это будет дешевле, и все дети будут при мне.

Надеюсь, я еще успею изменить негативное отношение к жизни у старших детей. И что эти дети вспомнят, когда вырастут? Полагаю, что нашему государству «спасибо» они не скажут. […] Почему при рождении двойни и тройни существуют отдельные льготы, а с таким количеством детей общая очередь? При такой очередности жилье выделяется, наверное, посмертно, причем метр на два. Огромная экономия. […] Понимаю о вашей занятости, но настаиваю на личной встрече».


Никакой личной встречи, как не сложно догадаться, не было.

Личная встреча

Съемные квартиры семья Смуглий меняет часто. В договоре аренды обычно указывают, что в квартире будут жить двое детей. Если владельцы узнают, что на самом деле в квартире поселилось семь человек, то обычно разрывают договор. Старшие дочери стараются чаще ночевать у подружек. Дома спать негде. По съемным квартирам семья Смуглий скитается уже 15 лет. После переписок с чиновниками Ирина уже не верит, что ее квартирный вопрос может решиться. На младшего ребенка, которому сейчас не исполнилось еще и двух лет, семья получила материнский капитал. Но потратить его на приобретение жилья невозможно, так как ни один банк не даст им кредит: слишком маленькие доходы в семье.

«После моего рождения моим родителям сразу дали двухкомнатную квартиру. Неужели я, мать пятерых детей, не заслуживаю хотя бы нескольких комнат в общежитии?» - спрашивала меня Ирина Смуглий. Еще она спрашивала, может ли так случиться, что эту статью прочитают какие-нибудь высокопоставленные чиновники и дело сдвинется с места. Я ответил, что и такое тоже бывает…