В доме, где проживает активистка «Домовых комитетов Ижевска» Галина Волкова, пять этажей, восемь подъездов, 105 квартир. Дому больше 30 лет, поэтому он уже пережил два этапа капремонтов – в 2009 и 2010 годах – по программе Фонда реформирования ЖКХ. В рамках этих работ 20 августа в доме были установлены две пары счетчиков (в третьем и шестом подъездах), в каждой паре один на места общего пользования (МОП) и общедомовой (т.е. фактически на секцию в половину дома), который суммирует всё энергопотребление в доме.


Жильцы резонно ожидали выгоды от установки счетчиков – ведь до того за потребленное в местах общего пользования электричество им начисляли, согласно Постановлению № 59 Правительства УР, по 7 кВт на каждого прописанного. Возьмём условную квартиру с двумя жильцами – получалось чуть более 30 руб. в месяц с квартиры вне зависимости от сезона. Для сравнения: в моём доме в районе Буммаш уже три года как установлен счетчик на МОП, показания его делятся управляющей компанией пропорционально метражу жилья, при трех прописанных я заплатила в декабре около 30 руб. (в июле около 10 руб.). Выгода очевидна.


Однако вместо выгоды жители 65-го дома в Строителе получили головную боль. В начале декабря им разнесли «зеленые» платёжки от УЭСК, где суммы платежей за МОП стояли просто нереальные – так, Галине Волковой начислили 677,34 руб. за жилое помещение, в том числе 189,95 руб. (!) за МОП. То есть фактически ей предлагали более чем в два раза больше заплатить за энергопотребление в квартире и в шесть раз больше за МОП. Примерно такая же или гораздо хуже ситуация была по всем остальным квартирам.


Увидев столь нереальные цифры, активисты пошли по инстанциям. Начали с управляющей компании (домом управляет ГЖУ), где им ответил, что, мол, «так нагорело!». Такой ответ жителей не устроил, и они отправились в энергосбытовую компанию, побывали в «Ижевских электрических сетях». В абонентском отделе УЭСК по адресу: ул. Орджоникидзе, 52 Галина Петровна отстояла полтора часа в одуряющей очереди, получив в итоге на руки «Расшифровку расчета абонента за ноябрь 2010 г.». С этим документом и начали разбираться жители.


Так, в итоге удалось выяснить, что в декабрьских платежках им за МОП выставили счет сразу за три месяца – сентябрь, октябрь и ноябрь. Хотя за тот же период жильцы исправно платили за электричество как по своим квартирным счетчикам, так и (по нормативам) за МОП. Вместе с общедомовыми приборами учета у многих одновременно поменяли и поквартирные счетчики, но после замены они три месяца стояли неопломбированными, таким образом, вроде как их показания не должны были принимать в расчёт.


Фактически получилось, что людей попытались заставить дважды заплатить за три месяца - по МОП вместо экономии вышел громадный «перерасход». Пытаясь понять причину, Галина Волкова с соседями выяснили, что, как оказалось, никакие показания со счетчиков МОП никто не снимал. За МОП им предъявили к оплате поделенную пропорционально величине поквартирного потребления разницу между суммарными показаниями двух общедомовых счетчиков и расчетными данными (посчитанными «по среднему») по квартирам. То есть показания общедомовых счетчиков минус жилье. Вот тебе и МОП.


Галина Волкова убеждена, что огромные очереди в абонентском отделе УЭСК вызваны одной причиной - люди пришли выяснить, откуда взялись такие большие начисления. Но чтобы это понять, Галине Волковой пришлось дотошно разбираться с каждой из полученных цифр, побывать во многих служебных кабинетах. Вряд ли, считает Галина Петровна, какая-нибудь бабушка самостоятельно сможет проделать такой же путь. Значит, остается смириться и заплатить по предъявленному счету?


К тому, что удалось выяснить (декабрьский счет «продублировал» сразу три уже оплаченных жителями месяца, а также то, что показания счетчиков МОП не были взяты за основу), добавился ряд частных вопросов: в сводном балансе расхода электричества по дому не вычли потребление электроэнергии «ЭР-Телекомом» (Диван-ТВ), «Гарантом» и за домофон. Некорректно дан расход по ларьку частного предпринимателя (только за один месяц, тогда как все остальные показания даны за три). И главное - собственники жилья так и не смогли добиться предоставления им помесячных показаний расхода электроэнергии, информации о том, кто и как снимает эти данные с приборов учета.


Говорят - «не положено!». Но в Жилищном кодексе, напротив, говорится о праве собственников запрашивать и получать исчерпывающую информацию по всем коммунальным ресурсам, которые оплачиваются гражданами.


Даже допустив, что жителям зачтут осенние платежи, что аптека с ларьком займут своё место в перечне потребителей, всё равно останется непонятный «перерасход», который поставщик требует во что бы то ни стало оплатить, а потребители, желающие оплачивать только то, что показывают счетчики, не горят желанием покрывать чьи-то финансовые «разрывы». История с домом в городке Строителей далека от завершения. В повестке дня – заставить считать за места общего пользования по счетчикам МОП. Иначе зачем тогда вообще затевалась вся эта канитель с приборами учёта и затратами на их установку.